https://youtu.be/K5RrSvjUxrI

Денежный плен под офшорными парусами – десятки украинских моряков попали в руки международных мошенников. Как вернуть деньги заработанные в море – в нашем расследовании.

Игорь ХВОСТОВ, боцман: –Главное, чтобы меня штурмом не взяли.

Анна МУРУГОВА, глава БФ «Ассоль»
– Он такой же моряк, ребят. Возьмите свои морские документы, у него точно такие же морские документы, он точно так же отработал свой контракт. Я считаю, что это вопрос к правоохранительным органам поддержать этого моряка, дать ему достучаться и получить эти деньги.

27 февраля. Боцман Игорь Хвостов с шумом прорывается через КПП судоремонтного завода в Черноморске и баррикадируется в рубке. На «Амуре 2521» он несет вахту уже почти три года. Всю команду списали, остался один. Все это время сухогруз стоит в доке и ржавеет. Полгода назад моряку перестали платить зарплату совсем, а сейчас и вовсе с довольствия сняли. Связываемся по видеочату.

Игорь ХВОСТОВ, боцман: – Администрация “МД Шиппинг” послала письмо в ИСРЗ с просьбой запретить мне доступ в само ИСРЗ и запретить вход на мое судно.

История боцмана Хвостова стала публичной, а в тени всплыло еще десяток пострадавших. Юрист Павел Тарасовский уверен, что это дело станет прецедентом для Украины.

Павел ТАРАСОВСКИЙ, замглавы Национальной ассоциации “Защита прав граждан”
– К нам обратилось порядка двадцати, более десяти написали заявление в полицию. На данном этапе не без труда мы открыли им уголовное производство. Они обращались и до этого сами, однако сотрудники полиции не регистрировали их заявления и ничего не происходило. Открыли это производство по факту мошенничества. Там санкция 4 статьи 190, она предусматривает до 12 лет лишения свободы для этих мошенников.

Анна Муругова уверена, дело будет очень сложным и очень громким.

Анна МУРУГОВА, глава БФ «Ассоль»
– Он имеет право пойти по месту жительства, подать иск о возмещении невыплаты заработной платы, но из-за того, что судовладелец – это иностранная компания, офшорная компания, судьи неохотно идут навстречу морякам либо юристам.

Игорь ХВОСТОВ, боцман: – Сложно, но люди иногда бывают хуже, чем штормовые условия.

Речь идет о больших деньгах, только одному Хвостову судовладелец не выплатил 14 тысяч долларов. В доках ИСРЗ еще четверо с голодными глазами.  

Игорь ХВОСТОВ, боцман: – Пять судов на ИСРЗ этой фирмы. Ковалева: – “МД Шиппинг”? Хвостов: – Да. Ковалева: – И все пять человек, также как вы, сидят без зарплаты, получается? Хвостов: – Примерно также, да.

Павел ТАРАСОВСКИЙ, замглавы Национальной ассоциации «Защита прав граждан»
– Если взять суммарно, это минимум двести тысяч долларов Авраменко должен тем, кто к нам обратился.

Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
– Чтобы понять, кто такой Авраменко и как вернуть деньги морякам, давайте рассмотрим саму схему мошенничества. Крюинговая компания “Азимут” и судовладельческая “МД Шиппинг” изначально находились по одному адресу. Крюинг брал деньги с моряков, в среднем по тысяче долларов, и устраивал на борты судовладельца из этого же офиса. Судовладелец обещал золотые горы и даже на первых порах выплачивал, а потом взял и перестал. Так вот, и тех, и других представлял Игорь Авраменко. Неофициально, как решала.

Вот Игорь Авраменко убегает от взбунтовавшихся моряков. Они гоняют его по всему райотделу, требуя заработанное.

Моряк: – Моряков, которых вы наняли на работу, которые работали у вас на судах, которых вы владелец являетесь. Вы создаете офшорные фирмы-однодневки. Авраменко: – Молодой человек, разговаривать не о чем.

Павел ТАРАСОВСКИЙ, замглавы Национальной ассоциации «Защита прав граждан»
– Представляется господин Авраменко, представляется представителем судовладельца, представителем крюинга, однако юридически он не имеет отношения ни к тому, ни к другому. То есть вся связь у моряков только через Авраменко.

Анна МУРУГОВА, глава БФ «Ассоль»
– Начались невыплаты, невыплаты. Причем в этих компаниях работали одни и те же моряки. То есть они уходили в рейс, у них была невыплата, делали предложение: пойдешь в этот следующий – получишь деньги за предыдущий. Конечно, это держало моряка на коротком поводке.

Как только открыли уголовное производство, Авраменко срочно отбыл в Ростов, там у него еще 23 судна и тоже бунт. Адвокат украинских моряков уверен: единственный способ вернуть деньги – судиться с крюинговым агентством. У них украинская лицензия и в рамках досудебного расследования участников мошеннической схемы найти можно. Рынок крюинга не так уж и разнообразен, рано или поздно всплывут.

Павел ТАРАСОВСКИЙ, замглавы Национальной ассоциации «Защита прав граждан»
– Крюинг не имел права отправлять этих моряков к этому судовладельцу. Согласно лицензии, у них есть право отправлять только в страну Мальту. Страна судовладельца, к которому они отправили, – это Белиз. Поэтому крюинг изначально нарушил эти требования и ввел в обман моряков. И в этом четко прослеживается мошенническая схема невыплаты в дальнейшем заработной платы этим людям.

Анна МУРУГОВА, глава БФ «Ассоль»
– Его сложно назвать украинским оператором, потому что компания зарегистрирована в офшорной зоне и достучаться до офшорной зоны, конечно, у Игоря нет возможности. Если ты хочешь, чтобы этот моряк был списан с борта судна, выполни условия контракта, рассчитайся с ним, выплати эти денежные средства, 14 тысяч долларов, и этот человек уйдет.

Мы отправляемся по адресу, где находились работодатели. В бизнес-центре их точно нет, клянется охрана. Обходим с тыльной стороны. Посреди глухого забора маленькая дверца, а вот и офис.

Лысый: – “МД Шиппинг” нужен, либо “Азимут”. Девушка: – Они переезжали, переезжали. Лысый: – Переезжали? Девушка: – Да? Лысый: – Но они где-то здесь были? Девушка: – Были здесь, да. Но их сейчас тут нет, уже давненько.

Искать «Азимут» и «МД Шиппинг» по указанным в интернете адресам бесполезно. Они просто съехали и уже наверняка поменяли название. Может на ИСРЗ знают, где найти судовладельца, все-таки у них типа «на ремонте» пять судов.

Сотрудник ИСРЗ: – В средину не запускать, а там шо снимает, пусть себе снимает.

Администрация ИСРЗ всполошилась, чего это к ним пресса нагрянула. Окружили нас со всех сторон. Объясняем, почему приехали без приглашения.

Ковалева: – Мы вчера обращались к вашему руководству через вашу пресс-службу с просьбой с вашим сопровождающим пройти на территорию. Нам сказали, что ваш главный в загранкомандировке и связи с ним никак нет, а зам без него решения не принимает.

Без главного и контакты судовладельца получить не удастся. Спрашиваем про моряка. И тут оказалось, что полномочий у ИСРЗ более чем предостаточно и без директора.

Сотрудник ИСРЗ: – С судна я его снять не могу, это судно не мое, а вот на судно не пустить я могу.

Именно поэтому боцман Хвостов не покидает рубку. Если выйдешь, назад не пустят. Один раз решил пойти в администрацию попросить помощи, закончилось все как в плохом русском боевике.

Игорь ХВОСТОВ, боцман: – Я почти бегом возвратился на мое судно. Он гнался за мной на машине, но не догнал, потому что сугробы. И теперь дальше я держу осаду.

Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
– Сейчас весь судоходный мир Украины будет следить за судебным процессом в Одессе. Если продуманная юристами линия сработает, в суды томами повалятся новые иски от тех, кого тоже обманули, но они не решились бороться. А для тех, кто только собирается идти в рейс, напоминаем: черный список судовладельцев и крюинга можно проверить через “Ассоль” и профсоюзы. Проще узнать правду на земле, чем потом спасаться из моря.