https://youtu.be/C_ijQGhAOao

Грандиозный обвал в Черноморске. Оползень два года подряд уничтожает целые улицы. Мусор вместо берегоукрепления и другие беды городка – в нашем сюжете.

Леонид ПИЛИПЧУК, досматривает “9 микрорайон”:
– На повороті скоренько проходим. Скоренько так, раз – і пройшли. Раз – і пройшли. Гвоздев: Ой-ой-ой, ну да.

Владимир, смотритель улицы Приморской:
– Просто вспученные глыбы заливки. Гвоздев: Мы видим, видим.

Леонид ПИЛИПЧУК, досматривает «9 микрорайон»
– Є, що вже три метри будинки осіли в землю. А гірший варіант, коли закол пішов посередині будинку. Тоді будинок розриває навпіл або там на куски.

Ситуация в Черноморске патовая. Из 17 богатых коттеджей осталось только три. Еще в феврале 2015 года здесь можно было проехать вниз. Уже в июле – сложно. К 2016-му – практически невозможно. Мэрия предлагает помощь инвесторов и зарубежных помощников. Помощь пришла – неопытный портовик Юрий Крук-младший.

5 декабря 2016 г.
Юрий КРУК, вице-мэр Черноморска:  
Сейчас первостепенная задача – вмешательство органов власти  и выделение средств на берегоукрепление. При этом важно, чтобы выделенные из бюджета деньги не были потрачены впустую, а реально сняли этот вопрос.

26 ноября 2016 года мэрия Черноморска на борьбу с оползнями берет на работу Юрия Юльевича Крука. Ради решения проблемы назначают его вице-мэром. Вот таблица всех совещаний со времени назначения вице-мэра Юрия Крука куратором оползней в Черноморске. Первое совещание – через неделю, обещаем спасти; потом еще через неделю, обещаем выделить средства. И так до февраля 2017-го. В чем подвох?

Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
– И вот в чем. Через два месяца денег не нашлось. Но появилась новая лазейка, склоны обрушились настолько, что можно их признать чрезвычайной ситуацией областного масштаба. Удобно. Никаких претензий ни к порту, ни к городу.  Можно просить из госзапасов. Не богатый портовый город Черноморск за последние три года выделил на берегоукрепления в этом районе очень много денег. В 2015-м – 8 миллионов, потом еще 6 докинули, в 2016-м – 20, еще почти 5 докинули. В 2017-м выделили еще 48. Говорят, не хватает еще 107. И их почему-то из запасов казны не выдают.

20 ноября 2017 г.
Юрий КРУК, вице-мэр Черноморска:  
– Мы пытались подаваться в этом году, но, учитывая, что проект не был акцептирован “Укринвестэкспертизой”, финансирование мы не получили.

Финансирование наверняка не дадут и в этом году. Высотные дома тоже дали крен. Николай Яковлевич каждый день зорко проверяет оползни.

Николай Яковлевич:
– Вот эти дома никто им не разрешал строить. Они их построили, но это глупо, вы меня простите. Они со временем уйдут так же, как это.

Мы едем на улицу Приморскую. Она тоже пострадала от оползня. Частный сектор, но не такой богатый, как  «9 квартал».

Владимир, смотритель улицы Приморской:
– Началась она от Морской. Пересекла уже земли, которые уже на Приморской.

Их называют бедняками и частным сектором. Пока остальные жители съехали, Владимир проводит экскурсию по приморской зоне отчуждения.

Владимир, смотритель улицы Приморской:
– Сюда пройти, вообще-то, еще-то можно.

Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
– Черноморск становится все ближе к Одессе. В рассказы про берегоукрепление длиною в год уже никто не поверит. 107 миллионов на прибыточный портовый город выделять нет смысла, не такая уж большая сумма для берегоукрепления. А так получается, денег просите, а сами ничего не сделали.