“НЕПРАВИЛЬНАЯ” ГЕОЛОГИЯ. ЦЕНА ОШИБКИ
20 Листопада 2017, 21:35https://youtu.be/YXa1fMHIHhg
Ошибочка на 40 миллионов – ремонт моста на трассе Одесса – Рени в Паланке затянулся. Работы сильно подорожали, они идут с прошлого года и продлятся еще как минимум шесть месяцев. Капитальный облом – в нашем расследовании.
Всего две дороги на юг Одесской области. В Бессарабию только так: либо через Затоку, либо через Удобное и Староказачье. Нет моста под Паланкой – нет дороги. Мостик совсем небольшой, невысокий, но страшно проблемный. Его закрывали на ремонт каждый год, начиная с 2010. Латали на 5-6 миллионов, пускали машины, а на следующий год снова латали. Денег на капитальный ремонт не было. И вот, наконец, в декабре 16-го года мост закрывают на настоящий ремонт, обещают к маю открыть. Несколько месяцев вся область стонет: на юг можно проехать только через Затоку. Весной становится понятно – вовремя не сдадут. Новоназначенный руководитель региона Степанов находит временное решение. Одесская область берет дополнительно кусок земли в аренду у Молдовы, возле моста появляется объездная дорога. Но что с мостом? Летом его собирались сдать к 1 сентября, потом сроки сдвигаются на 1 ноября. Потом наступает октябрь, а сроки сдачи отползают все дальше и дальше. Максим Степанов в ярости.
ОКТЯБРЬ 2017
Представитель подрядчика 1: – Тільки місяць назад зроблена остаточна геологія, в якій сказано, що… Представитель подрядчика 2: – Правдива! Представитель подрядчика 1: – Правдива: на відмітці 37 метрів – мінус – ми можемо зупинятися по бурінню. Степанов: – Що значить правдива-неправдива? Представитель подрядчика 1: – А тут була до цього, яка не співпадала, і получається, що ми зробили, влаштували палю, починаємо її навантажувати, а в неї йде переміщення!
Максим СТЕПАНОВ, председатель Одесской ОГА
– Те, що мені доповідали до сьогоднішнього дня, і те, що я побачив на власні очі сьогодні, воно трішечки відрізняється. М’яко кажучи.
Уже и ноябрь на исходе, а строительство моста даже не близится к завершению. Временная дорога не вечна, насыпь уже потихоньку проваливается под большегрузами. Давайте попробуем разобраться, что не так с мостом?
Вячеслав КАСИМ, специальный корреспондент
– Заказчик строительства моста – Служба автомобильных дорог в Одесской области, подразделение “Укравтодора”. Здесь отказываются объяснять, что же случилось с мостом под Паланкой. На журналистском сленге это называется “морозиться”. Сначала чиновник говорит: “Нет-нет, точно не сегодня, давайте завтра”, а потом перестает брать трубку. Придется разбираться без них.
Мы едем к мосту через Маяки. К сожалению, нанести неожиданный визит невозможно: мост находится прямо на границе с Молдовой, о любой съемке нужно предупредить пограничников. Но на месте нас, похоже, все-таки никто не ждал, найти прораба не так-то просто.
(стук в дверь) Касим: – День добрый, подскажите, пожалуйста, где найти старшего вашего – прораба, начальника строительства. Рабочий 1: – Там, на мосту (показывает рукой). Касим: – Нет, мы оттуда пришли, там никого нет. Рабочий 2: – Значит, на участке. На мосту, туда.
Строит мост киевская компания «Мостоотряд 112». Александр Костюкевич – начальник строительства. Готов общаться без лишних вопросов. Он признает: работы затянулись, даже слишком затянулись. Мол, ничего не поделаешь – геология.
Александр КОСТЮКЕВИЧ, начальник строительства
– На каждой опоре разная геология получилась. И в связи с этим, когда мы пришли и забурили все сваи , видим, что геология не соответствует проекту. И начали смотреть, как выйти из этой ситуации. И это затянуло…
Что такое «неправильная геология» на стройке? Это полный провал в буквальном смысле слова. Перед началом любых работ инженеры-геологи вычисляют плотность грунта на разных глубинах. Сваи должны плотно встать на свое место и выдержать расчетную нагрузку. Одна ошибка, и сваи провалятся под землю. Вместе со всем сооружением. Именно это и случилось здесь, по версии строителей.
Касим: – Правильно ли я понимаю, что вы, когда пришли на этот объект, вы получили уже готовый проект, да? Он уже был разработан? Костюкевич: – Да. Был разработан, прошел экспертизу… Касим: – Как вам сейчас объяснили то, что не соответствует геология? Костюкевич: – Ну, геология была сделана еще 2-3 года назад до проекта. Может, что-то поменялось. Говорят, что может где-то что-то подвинулось, что-то в этом роде, вот так вот. А так пришлось методом то, что получалось… Касим: – Ориентировочно, когда по этому мосту смогут пустить машины? Костюкевич: – Май месяц. Май месяц…
Кто разработал проект? Еще одна частная компания с незамысловатым названием «Мостопроект». Это тоже киевская контора. Номинальный хозяин, он же директор, – Дмитрий Каплинский. Вот этот относительно молодой человек в вышиванке. «Мостопроект» проектирует мосты по всей стране, раньше их сооружения не проваливались под землю. Все исходные данные для проектирования, в том числе геологию, предоставил заказчик – Служба автомобильных дорог в Одесской области.
Вячеслав КАСИМ, специальный корреспондент
– Итак, “Мостопроект” тоже разрабатывал свою документацию не на ровном месте: под строительство моста им предоставили результаты исследований государственного института “Укрюжгипроводхоз” 2011 года. Пять лет – вроде и не слишком много, но с реальной жизнью теоретические результаты не сошлись.
Ошибка геологов. В Одессе такое уже бывало и не раз. Совсем недавно точно так же тонули сваи при строительстве на Хаджибее. Самый знаменитый случай – это утонувший волнолом Карантинного мола в Одесском порту. Проект финансировали совместно правительства Украины и Германии, он стоил бешеных денег. Волнолом начали строить в 2013 году, а уже летом 2014-го он ушел на дно Одесского залива. Грунт не выдержал нагрузки и бетонное сооружение утонуло, а вместе с ним и 140 миллионов гривен.
Ровно то же самое случилось со сваями моста под Паланкой три года спустя.
Александр Костюкевич: – Из восьми опор только одна попала на тот грунт, который соответствовал проекту.
Обычно мы никому не верим на слово, но версия строителей подтверждается документами. Тендер на полноценное геологическое обследование зоны строительства моста Служба автомобильных дорог провела только в августе 2017 года. Считайте, с этого только момента и началась настоящая стройка. Проект, который изначально стоил 70 миллионов гривен, подорожал уже на 40 миллионов. Опоры готовы, собирают металлические конструкции, зимой зальют бетоном. Потерянного времени и денег уже не вернуть.
Вячеслав КАСИМ, специальный корреспондент
– Строит мост “Мостоотряд 112”, но строит не сам, а по заказу Службы автомобильных дорог. Проект разработал “Мостопроект”, но не сам, а по заказу Службы автомобильных дорог. Геологические данные 2011 года Служба автомобильных дорог взяла в институте “Укрюжгипроводхоз”. Как ни крути, в центре – Служба автомобильных дорог, которая не хочет объяснять, что случилось. Ну ошиблись на 40 миллионов, бывает. Чай, не сталинские времена, никого не расстреляют. И не посадят. И даже не оштрафуют.