https://youtu.be/twh_Ru_e99M

Помните скандал с ремонтом Хаджибейской дамбы? Тендер сперва выиграла компания “Ростдорстрой”, связанная с мэром, из-за скандала результаты тендера отменили, и в итоге победила другая фирма, неизвестно чья. В стройку вбухали 40 миллионов гривен, но новая дамба никому не принадлежит, даже более того,  дамбу на самом деле никто и не ремонтировал. Как так – смотрите прямо сейчас.

Хаджибейская дамба – защитное сооружение в три с половиной километра длиной, часть Объездной дороги. Тысячи легковых и грузовых машин каждый день – это важный транспортный узел. Одновременно насыпь защищает Пересыпь, если с дамбой что-нибудь случится, затопит все низины от 7-ой Пересыпской до самых мостов. Этой зимой закончили ремонт самого проблемного участка. Мы отправляемся проверить, как новая часть дамбы пережила зимнюю стихию.

Лысый:Я не вижу, знаешь, чтобы полотно было сделано. Подлатали все, ехать можно, но в целом  это слабо напоминает реконструкцию полотна.

Все оттенки серого – обычный ямочный ремонт – латка на латке. Умиляют знаки ограничения скорости до 50 километров.  Вот мы и на месте.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
Новый участок дамбы – 900 метров. На ремонт здесь потратили сорок миллионов гривен, не прошло и полугода, а бетонные блоки волноотбойников уже накренились. Не только волны лимана, на дамбу влияют еще несколько факторов. Мы еще к ним вернемся, но обо всем по порядку.

Февраль 2016 года, в мэрии забили в колокола: Хаджибейская дамба вот-вот рухнет, пора срочно что-то делать. Мэр у нас – голова! Вместе с чиновниками придумали схему: попросить деньги у государства. Труханову оказали доверие – выделили 40 миллионов из госказны, город вложил в дело по защите Одессы от наводнения чуть больше миллиона, и понеслось.

Борис ПАНОВ, начальник управления капитального строительства
Обследования выявили аварийные участки в районе 900 метров. Разработана проектная документация и получено положительное заключение экспертизы, и объявлен тендер.

Все, к чему хоть как-то причастен Труханов, приводит к скандалу. С тендером по Хаджибейской дамбе получилось также. Отдел журналистских расследований “НОРМАЛЬНО” выпустил материал “Дамба моего друга” о тендерных махинациях.

Касим: – “Ростдорстрой”, “Промбудсервис” и “Укрспецтехника” – отремонтировать дамбу предложили три компании. “Ростдорстрой” и “Промбудсервис” готовы сделать это за 39 миллионов гривен. “Укрспецтехника” согласилась за 33, но это не значит, что она победит.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
После выхода этого сюжета в эфир тендер отменили, “Ростдорстрой” миллионы так и не освоил. Провели еще один тендер, выиграл “Промбудсервис”. Фирма зарегистрирована на кипрский офшор, кто хозяин – выяснить невозможно.

Согласно тендерной документации ремонтировать дамбу толком никто и не собирался: 40 миллионов дали на первоочередные противоаварийные работы. Угроза возможного затопления Пересыпи остается достаточно высокой.

Вячеслав ШАНДРЫК, вице-мэр Одессы (2014-2017 гг.)  
Название этого проекта это “Первоочередные противоаварийные мероприятия”. Выполнив работу, про которую только что было рассказано, мы получим восстановление характеристики самой дамбы, но не устраняется проблема в целом.

Чинили дамбу долго, до глубоких морозов. Объездная дорога превратилась в одну гигантскую пробку. А в конце концов выяснилось самое важное –  новый отрезок дамбы никому не принадлежит. Как? А вот так!

Олег ЧИЖИК, директор Государственного регионального проектно-изыскательского института “Укрюжгипроводхоз”
Сама по себе дамба юридически владельца не имеет. Дорога имеет владельца, полотно дороги, полностью построенной дороги, по моим данным, находилось в управлении “Укравтодор”. Насыпь дамбы никому не принадлежала, на момент строительства, во всяком случае, так было на момент начала строительства в 16 году.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
Еще раз. Хаджибейская дамба, на которую мэрия потратила 40 миллионов государственных средств, не принадлежит городу. Если что произойдет – прорыв дамбы и наводнение, то и спрашивать будет не с кого. Смотрите, как удобно – и бюджет осваиваешь, и ни за что не отвечаешь.

А вот ровесница Хаджибейской дамбы – Афслёйтдейк. 30-километровая дамба построена в 30-х годах прошлого века в Нидерландах. Любимым развлечением туристов является прокатиться по ней с максимально разрешенной скоростью  130 километров в час по идеально ровному дорожному полотну.

Лысый: – Когда проезжают грузовики, то ощущается достаточно сильная вибрация, которая разрушает и саму дамбу, которую уже построили новую, и саму дорогу, которой вообще никто не занимался.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Труханова называют мэром-хозяйственником, мол, хоть что-то делает. Но вместо того, чтобы провести капитальный ремонт Хаджибейской дамбы, расширить дорогу, установить систему залпового сброса воды и, набравшись управленческой воли, взять объект на баланс города,  мэрия готовит проект очередных противоаварийных работ на дамбе на более чем 100 миллионов гривен. А Пересыпи так до сих пор и грозит затопление. Волевое решение, правда?