

ТРУХАНОВСКАЯ ДЕСЯТИНА
10 Квітня 2017, 21:30https://youtu.be/wKCE6L2mjdo
Полмиллиарда гривен в год для мэра и его друзей. Пару дней скрупулезных подсчетов, проверка тысяч транзакций – и мы узнали, сколько город Одесса тратит на компанию “Ростдорстрой”. Одна из крупнейших статей расходов городского бюджета – в нашем расследовании.
600 миллионов в год. Примерно столько стоит Одессе одна-единственная бизнес-группировка “Ростдорстрой” и связанные компании. В 2016-м все они скопом получили из городского бюджета Одессы 605 миллионов 331 тысячу 325 гривен.
Вячеслав КАСИМ, специальный корреспондент
– Больше всего денег – 500 миллионов – ушло непосредственно на “Ростдорстрой”. Кроме него мы учитывали платежи еще трем компаниям: “Автострой”, “Пик-Строй” и ДРСУ-КОМ. К сфере влияния одесского Труханова относят еще одну – “Киевшляхбуд”, но она была создана для работы с киевским бюджетом. Киевские деньги пускай считают киевляне, а нас интересуют одесские. Доходы городского бюджета в прошлом году – 6 с лишним миллиардов гривен. Десять процентов ушли на счета “Роста” со товарищи. Мы назвали это “трухановская десятина”.
600 миллионов – большие деньги. Например, столько же Министерство обороны в том же году смогло выделить на строительство жилья для военных по всей стране. Примерно столько стоит содержание всех одесских школ и детских садов, “образование” – весьма значительная статья расходов городского бюджета.
Свет, камеры, звук – аппаратные готовы. Экспертов, которые могут объяснить, зачем “Ростдорстрою” столько денег, мы приглашаем в прямой эфир Седьмого канала.
Касим: – Этот эфир проведем для вас мы: я – Вячеслав Касим, и мой коллега – Евгений Лысый. Итак, что такое “трухановская десятина”?
Владислав Балинский, Михаил Кузаконь, Алексей Черный – эти люди отлично знают, куда деваются деньги. У каждого за плечами по несколько громких антикоррупционных расследований.
Касим: – Вот у меня какой, собственно, вопрос: на самом деле для одесских журналистов и общественных активистов давным-давно, по-моему еще года с 2008-2007, совершенно очевидно, все знают, что когда ты говоришь “Ростдорстрой”, имеешь в виду “Труханов”. Но для многих людей это совсем не такая очевидная связь. Алексей, скажите, а почему вот все в Одессе решили, что “Ростдорстрой” – это именно Труханов?
Алексей Черный, глава ОО “Антикоррупционный офис”: – На самом деле Труханов – это не только “Ростдорстрой”. Просто легче всего было доказать связь именно с этой фирмой, потому что Труханов начинал, как охранник у Ангерта, а в эту группу кроме Ангерта входил еще Жуков. Жуков, который сейчас является официально одним из учредителей офшора, который является собственником “Ростдорстроя”.

Алексей Черный
Кроме Александра Жукова у “Роста” еще три официальных владельца: Евгений Коновалов, Александр Рацкевич и депутат Одесского горсовета от партии Труханова Юрий Шумахер.
Больше денег, больше подрядов для “Ростдорстроя”. Вот совсем свежий пример. В марте эта компания выиграла очередной золотой тендер – почти 50 миллионов на реконструкцию Новоаркадийского канализационного коллектора.
Они ухитрились выкинуть из конкурса даже “Киевметрострой” – ту самую компанию, которая построила все киевское метро. Киевляне готовы были отремонтировать коллектор на полтора миллиона дешевле, чем “Рост”. Но зачем пускать чужих?
Александр САМОРУКОВ, диггер
лето 2016
(отламывает кусок облицовки) – Бетонная облицовка, как видите, коллектора уже никуда не годится. Вот, видишь известняк (крошится в руке)? И на нем стоит все. Я понимаю, если начнет грохотать трамвай, это будет ж..па.
Эти кадры сняты летом прошлого года, как раз, когда “Ростдорстрой” заканчивал строить в Аркадии новое разворотное кольцо для пятого трамвая. Балки под стройкой просели, коллектор действительно может рухнуть. И ремонтировать его поручили тому же самому “Ростдорстрою”.
Вячеслав КАСИМ, специальный корреспондент
– Пару лет назад друзья мэра приватизировали Аркадию и попросили убрать разворотное кольцо. Кольцо убрали за двадцать миллионов и заплатил за это город. Причем, тоже друзьям. Теперь друзьям нужно починить то, что они же напортачили, и снова за счет города, только уже за пятьдесят миллионов. Аппетиты друзей растут. Не дай бог, еще чего напортят, пока будут коллектор ремонтировать. Сколько миллионов они тогда потребуют, сто пятьдесят?
Геннадий ТРУХАНОВ, мэр Одессы
– В каждом городе громада, общественность, власть городская принимает то решение, которое по силам, по бюджету.
Михаил Кузаконь, общественный деятель: – Есть очевидные просто вещи – вот, по расследованиям Алексея я видел, и мы сами ведем целый ряд расследований, где совершенно очевидно становится, что крадутся невероятные суммы у города, беспрецедентно, нагло и просто воруются.
Касим: – Вот только-только, буквально на днях, закончился ремонт Тираспольской площади…
Лысый: – На самом деле не закончился, он идет, и ее просто открыли для движения.
Касим: – Да? А я-то думал закончился…
Лысый: – Еще не закончился.
Черный: – Они еще шпалы будут укладывать…
Лысый: – По факту просто пустили туда транспорт, уже ходят трамваи, там делала фирма “Пик-строй”, о которой мы уже говорили. Михаил, вопрос к вам: что, там действительно все так прекрасно, как говорили в начале, то есть в августе месяце прошлого года?
Кузаконь: – Да нет. Мы изучали этот тендер в ходе расследования как раз этой компании. Там очень много интересных вещей, то есть в компании на момент 31 октября прошлого года работает по штатам около десяти человек, и она за год выигрывает порядка пяти тендеров. Там пять из них – это касается дорожных работ, и еще один – у департамента капитального строительства.

Михаил Кузаконь
“Пик-строй” – из той же обоймы, доверяющий делам директор из горсовета с родственниками в “Ростдорстрое”. Всего за прошлый год они получили от города 63 миллиона гривен. И это с ними еще за Тираспольскую не до конца рассчитались. Окончание работ затянулось почти на полгода, но сделали все просто отлично.
Павел: – Ідемте, я вам покажу, як вони гарно сорок вісім мільйонів… Чи скільки він сказав, сорок вісім?
Немченко: – Так.
Павел: – От, дивіться, отут я стояв на машині і побачив гарненький камушок. От, бачите? От, дивіться.
Немченко: – І що з цим камушком?
Павел: – О-о-о, дивіться: два дня тільки открили площу, бачите, уже всьо. Я зараз руками витащу. Отак вони потратили наші гроші, оце покажіть їм. Хай Труханов прийде, сам лічно візьме цементіком підмаже і відпрацює свої 48 мільйонів.
Владислав Балинский, активист движения “Зеленый лист”: – Я хочу, чтобы одесситы понимали, что за каждым вот таким вот, таким вот тендером в конечном итоге стоит проектная документация и техзадание. Заказчиком выступает либо Управление капитального строительства, либо КП “Городские дороги”, и так далее, и они же должны осуществлять надзор за проведением работ. И вот на примере Потемкинской (Гигантской) лестницы и ряда других объектов я обратил внимание, что контроля, по сути, не осуществляется, то есть – а зачем контролировать самого себя, да?

Владислав Балинский
600 миллионов гривен за брусчатку, которая вываливается из мостовой, за дороги, которые держатся от силы год, в конце концов, за ликвидацию собственных просчетов. Это лишь одесская часть околотрухановского бизнеса. А ведь эти компании работают по всей Украине.
Вячеслав КАСИМ, специальный корреспондент
– Помните, мы упоминали компанию “Киевшляхбуд”? Только в один день киевский суд по требованию Генпрокуратуры арестовал десятки счетов, связанных с этой конторой и самим “Ростдорстроем”. В Киеве их подозревают в причастности к разворовыванию средств городского бюджета в особо крупных размерах. Приключениями “Роста” в Одессе пока занимается Национальное антикоррупционное бюро. Впору делать ставки: кто предъявит подозрение быстрее – НАБУ или Генпрокуратура?