https://youtu.be/MCi7rckwisE

Капремонт за чей счет? Чиновники хотят переложить ответственность за сохранность памятников архитектуры на собственников квартир в таких домах. Архитектурно-правовая коллизия – в следующем сюжете.

Центр Одессы это один большой памятник архитектуры под открытым небом. 150 лет назад великие архитекторы создавали свои шедевры для не менее известных и богатых одесситов того времени. Здания перестраивали, увеличивали или уменьшали этажность. Сейчас это памятники архитектуры и имеют особый статус. Такие объекты нельзя перестраивать или вносить какие-либо новшества. Балконы, обшитые вагонкой, торчащие кондиционеры и растущие вверх мансарды на большинстве домов в центре – одесские архитектурные реалии.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Этот крепкий дом со множеством пристроек и мансард является памятником архитектуры. Владельцы квартир создали ОСМД и теперь сами отвечают за его состояние и обслуживание. Люди здесь живут обеспеченные и могут позволить себе такую роскошь.

Почти все здания в центре находятся в плачевном состоянии. Лепнина, балконы, части скульптур и эркеров периодически падают на улицы, а иногда – на головы одесситам и гостям города. Убитые сети, трещины в стенах и текущая кровля. Среднестатистический владелец квартиры в памятнике архитектуры зачастую еле концы с концами сводит. Какие капремонты?

Алексей АСАУЛЕНКО, руководитель проекта «Одесса под контролем»
– В частности, с памятниками архитектуры получается, что если они на балансе города, то еще что-то происходит. Если это ОСМД, это называется “гребите как хотите”. Понимаете? Чиновники наказывают одесситов за то, что они создали ОСМД , за то, что они посмели уйти и не платить непонятно за что.

Это ж как получается: памятники архитектуры охраняются государством, а следить за их состоянием должны жильцы? Архитектурно-правовая коллизия.

Елена ВОРОБЬЕВА, замначальника управления охраны объектов культурного наследия Одесской ОГА
– Город, в лице территориальной громады, до передачи ОСМД либо уже после передачи должен быть собственник, и это есть, в принципе, обязательным условием  для передачи. Потому что при смене пользователя собственник должен спросить у нас “дозвіл” на такую передачу и обязательное условие такой передачи – это заключение новым собственником либо “користувачем” охранного договора, в котором прописаны все условия его содержания.

Валерий МАТКОВСКИЙ, эксперт сферы ЖКХ
– Когда создано ОСМД, дом передается ему на баланс. Но ОСМД не является собственником на сегодняшний день самого строения. Являются сособственники, “співвласники”. С другой стороны, есть статья седьмая, которая обязывает всех нас, кто проживает в доме, независимо, кто управляет этим домом – ОСМД или управитель, проводить там текущий и капитальный ремонт.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Что же будет с архитектурным ансамблем в ближайшем будущем? Существует два варианта: первый – частные структуры будут расселять памятники архитектуры и переделывать всеми правдами и неправдами здания под свои бизнес-нужды, второй, самый маловероятный, – жильцы сами будут скидываться на капитальный ремонт всего дома.

Николай ЧЕПЕЛЕВ, учредитель ОО «Ассоциация архитекторов Одессы»
– На данный момент нужно, чтобы эти ОСМД, эти сообщества жителей, для начала поняли и приняли эту ответственность на себя. То есть это их собственность и они за нее отвечают. Каким образом финансировать? Есть достаточно большое количество неправительственных и зарубежных фондов. Грантов, которые могут выдаваться на поддержание или ремонт, или реставрацию памятников архитектуры. Но для того, чтобы все это получить, нужно делать это. Нужно искать эти деньги и понимать, что что-то с домом нужно делать.

Худо-бедно в Одессе за деньги городского бюджета ремонтируют фасады, со скрипом могут перестелить кровлю, и все. Реставрация и ремонт памятников архитектуры, которые находятся на балансе муниципалитета, тоже идет еле-еле. Бурьяном зарос забор вокруг Воронцовского дворца. Не спеша идет ремонт самой колоннады. Позитивным моментом можно назвать начало ремонта дома Руссова на Соборной площади. Но существуют опасения, что здание, отреставрированное за счет города, уйдет в частные руки.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Владельцы квартир в доме Руссова лишились права собственности из-за сильных разрушений всего здания, но как только квадратные метры восстановят, они смогут через суд вернуть себе жилье.

В общем, ситуация с реставрацией и охраной памятников архитектуры в Одессе плачевная. Вот свежий пример. Екатерининская площадь. На памятнике архитектуры, доходном доме Ждановой, полным ходом идет строительство мансарды, точнее увеличивают этажность здания. С улицы заметить работы невозможно, только с помощью коптера. О возведении нахалстроя чиновники уже знают, обещают принять меры.

Елена ВОРОБЬЕВА, замначальника управления охраны объектов культурного наследия Одесской ОГА
– У нас уже эти запросы есть, мы писали уже ГАСКу. Но правоохранительные органы тоже, мы же силой зайти туда не можем, в помещение. Мы для этого привлекаем правоохранительные органы, прокуратуру и полицию, чтобы нам обеспечили доступ, чтобы вручить собственнику предписание.

Даже если хозяину будущей мегамансарды вручат предписание, сносить он ее не станет, заплатит штраф 1700 гривен и будет строить дальше. Пока нет действенных инструментов влиять на владельцев таких нахалстроев, здания в историческом центре будут обрастать уродливыми балконами из вагонки и гудящими кондиционерами.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Вот так выглядит перечень объектов культурного наследия. Список внушительный, почти полторы тысячи зданий и сооружений, от некоторых остались в лучшем случае стены, как от Масонского дома, и, к сожалению, такая судьба ждет половину зданий из этого списка. Собственники квартир реставрацию не потянут, а внятного плана по восстановлению памятников архитектуры местная власть до сих пор не разработала.