https://youtu.be/cH1GQFwKMFE

Вспышка кори, противники и защитники вакцинации, продленные каникулы, и решения всевозможных комиссий. Как чиновники перекладывают ответственность друг на друга и грозит ли Одессе эпидемия, – в нашем расследовании.

Медработница: И смертники есть дети. Гвоздев: Смертники дети?

Инфекционная больница забита. После Нового года только и разговоров, что о кори и эпидемии. Четыре больничных корпуса отведены специально для корюшных пациентов.

Медработница: Корь? Вон красное, и здесь, и здесь, и здесь. Гвоздев: Везде получается? Медработница: Сейчас да, сейчас сделали везде. Эпидемия. Надюк: Эпидемия? Медработница: Одесская область – эпидемия, да.

Раз ситуация такая серьезная – повод поднимать панику. Истерию по поводу “детской чумы” чиновники стали активно разгонять с первым рабочим днем 2018-го. Почву подготовили тайком, еще накануне праздников, – 27 декабря 2017-го в горсовете прошло тайное совещании комиссии ТЭБ, о нем никто не знал и состав участников до сих пор держится секрете. Эти люди решили – непривитых детей не пущать ни в садики, ни в школы. Впереди еще два рабочих дня. Но зачем портить Новый Год? Копию решения в городские отделы здравоохранения и образования передали только 3-го января – “ВЫПОЛНЯЙТЕ”. И понеслось.

Анна ЛУНЕВА, главный внештатный педиатр города
Непривитость детского населения обуславливает на сегодняшний день то, что возросло количество взрослых больных и детей первого года жизни. В целом за 2017 год заболело, зарегистрировано 744 больных.

Да, вы не ослышались – на город миллионник всего 744 пациента с корью за год, это даже близко не эпидемия. Но делать нечего, приказ есть приказ. Что делать с непривитыми детьми? Конституция в школу ходить разрешает, а какая-то комиссия – нет.

Елена БУЙНЕВИЧ, глава городского департамента образования
По официальной статистике медицинских учреждений, у нас около 4-х тысяч непривитых детей, но если к этому добавить тех ребят, которые у нас учатся в одесских школах, но при этом проживают и обслуживаются в медицинских учреждениях вне города, то мы насчитали около 6-ти тысяч наших учеников.

Покумекали все вместе и решили  продлить  каникулы еще на недельку. Глядишь, часть привьется, часть переболеет, а может и комиссия новое решение примет.

Анна ЛУНЕВА, главный внештатный педиатр города
Если бы такой показатель вакцинации у нас был летом, когда были каникулы, то на сегодняшний вот день такие показатели заболеваемости у нас бы не были бы. И мы не говорили бы о том, что необходимо продлить каникулы.

Ох уж эти заразные непривитые дети, именно из-за них все и заболели. Родители массово кинулись прививать своих чад. Наплевать уже на те анализы, корь бушует. Привились – молодцы, доктора одобряют, особенно доктора-чиновники. При этом не скрывают – даже две прививки от кори не спасут.

Анна ЛУНЕВА, главный внештатный педиатр города
Если говорить о стопроцентной защите, то ребенок может заболеть корью, потому что все зависит от того, насколько сильна вирусологическая нагрузка на этого ребенка.

Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
17-тилетняя Аня умерла от осложнений во время кори перед самым новым годом – 21 декабря. У абсолютно здоровой девочки были все прививки, в том числе и от кори. А заразилась она во время обычного медицинского обследования в обычной больнице. Медики до сих пор не могут ответить родителям на вопрос: “Почему так получилось?..”

Вячеслав ПОЛЯСНЫЙ, начальник областного управления здравоохранения
На сьогодні по області зареєстровано шість летальних випадків від кору, чотири з них в місті Одеса, в тому числі четверо дітей, у цьому році зареєстрований летальний випадок у Білгород-Дністровському районі. Всі випадки пов’язані з пізнім зверненням за медичною допомогою.

Вот та самая здравая мысль: корь обычная вирусная инфекция, не так страшна она сама, как осложнения. Заболел – нужно бежать к врачу и никакого самолечения. Продлить каникулы – это конечно вариант, но в школах есть медсестры, они быстрее обнаружат симптомы. А еще в школах есть другие переносчики вируса, кроме детей.

Ковалева: У нас есть непривитые педагоги? Буйневич: Да, у нас есть непривитые педагоги. Ковалева: А их будут пускать в школу? Буйневич: На сегодняшний день у них тоже есть право, прививаться или не прививаться. Мы же детей не заставляем прививать. Будем видеть цифру и объективно понимать, что нам делать. Есть и те педагоги, которых прививать нельзя.

Лишить непривитых детей школ и продлить каникулы решили в горсовете. А расхлебывать приходится губернатору. Городские чиновники сетуют: из-за массовой истерии не хватает еще 6 тысяч вакцин. Они так озабочены ситуацией с корью, что даже начальник горздрава в отпуск ушел.

Полясный: Якогось особливого листа, що до додаткової потреби в дозах ми не отримували. Степанов: Офіційно від департаменту? Хто від департаменту? А де ваш директор департаменту? Гончаренко: Директор департамента у нас в отпуске, я исполняю обязанности, Гончаренко Надежда Викторовна.

Вакцину городу гарантировали выдать. Но вернемся к тем шести тысячам детей, которые 22 января останутся дома.

Елена БУЙНЕВИЧ, глава городского департамента образования
Будет издан приказ директора, я думаю, в большинстве школ эти приказы уже есть, где будут поименно прописаны те ребята, которые временно отстраняются от посещения учебного учреждения. На каждого такого ребенка составляется специальный план отработки пропущенных тем.

В отделе образования признают – ситуация сложная, естественно, учителя не смогут посещать каждого ребенка. Планируют создать симбиоз дистанционного, индивидуального и самостоятельного обучения и все это за неделю.

Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
Именно так это и происходит в реальности – только вы за дверь, а ребенок садится и начинает виртуальных учителей смотреть и сам все темы проходить. И конечно же ждать вас вечером, чтобы отчитаться о пройденном материале в полном объеме. Можно было бы задачу упростить – вай-фай есть во всех школах, почти у всех детей – телефоны, планшеты, ноутбуки. Для них идеальное дистанционное обучение – это виртуальное присутствие в классе. Но не получилось, бюрократия мешает.

Как все сложно скажете вы. Раз чиновники так обеспокоены корью и при этом никто ни за что не отвечает, не проще ли объявить обычный карантин, как по гриппу, пока ситуация не нормализуется? И общественность спокойна и чиновникам проще. И опять бюрократия, карантин нельзя.

Елена БУЙНЕВИЧ, начальник городского департамента образования
Карантин объявляет госпотребслужба, санитарные врачи, при превышении эпидпорога. Насколько я знаю, он не превышен. Поэтому карантина нет. Карантин означает, что отменены все мероприятия: олимпиады, конкурсы. На данный же момент, врачи говорят о том, что есть риск постоянного пребывания в одном и том же коллективе.

Какая там школа – вот совсем свежий пример: после стандартного получасового циркового представления в Киеве, в больницу с корью попали 20 детей. Продление каникул – это еще больше развлечений для детей. Не усидят они дома три недели, когда вокруг столько ярких афиш.

Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
Подведем итоги, никакой эпидемии нет. Даже вспышка не такая яркая, просто вспышечка. Вот цифры, за последние 25 лет в Украине было 4 крупных вспышки кори: в 1993-м – 13289 заболевших, в 2002-м – 16970, в 2006-м – 42724, в 2012-м – 12746. А за 2017-й корь поразила всего 4782 человека по всей стране. Из этого следует, что вспышки кори никак не связаны с вакцинацией, хоть прививку поставить и необходимо. В этой ситуации чиновники, раздувая панику, выглядят полнейшими идиотами – каждым своим решением просто перекладывают ответственность по нисходящей – ТЭБ на горздрав, горздрав на гороно, гороно на школы, школы на родителей.  Как вспышка стихнет, скажут: “мы всех спасли от эпидемии”, а если не стихнет – “мы не виноваты”.