https://youtu.be/8Dw8E9SSOb8

Замерзающие Шкодовой горы. Сотни семей в Суворовском районе – без отопления. Еще два года назад мэрия обещала построить две модульные котельные, но то было перед выборами. А сейчас интереснее за счет мерзнущих одесситов порешать свои коммерческие вопросы в Киеве. Как развели обезумевших от холода людей, смотрите прямо сейчас.

Протестующие: – Какая школа? Школа в той стороне!  Куда прешь? Эй!

6 декабря. Жители Шкодовой горы уже трое суток блокируют движение машин, безустанно ходя по зебре. Крики, мат, попытки проехать прямо сквозь толпу. Все на взводе.

Водитель фуры: – А что они хотят? Пусть мэрия. А шо мне делать? Я не спал две ночи.

Бунтуют неспроста: отопительный сезон в Одессе стартовал 23 октября, а на Шкодовой горе батареи так и остались холодными. Шли недели, начался декабрь, ударили первые морозы. В квартирах сыро, как в одесских катакомбах.

Лысый: – Когда появилась эта плесень на стене? Это последствия? Анна: – Это последствия того, что нет отопления. На улице холодно, здесь, в помещении, мы пытаемся как-то нагреть, потому что маленькие дети. Лысый: – А чем нагреваете в основном?  Анна: – В этой комнате –  кондиционер, в другой комнате – камином. Но он, видите, течет постоянно. Свет у нас постоянно выбивает, потому что все хотят нагреть свои комнаты. Хотя бы как-то. Лысый: – Как часто свет пропадает? Анна: – Часто. Лысый: – Ну в день? Анна: – Особенно вечером. Три-четыре раза.

Пока многодетная мама Аня борется за тепло, перекрывая дорогу, ее дети – Настя и Артур успевают согреться в школе, а младшая Милена в детсаду. 

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Будни замерзающих выглядят так: местные разделились на четыре группы и, сменяя друг друга, дежурят здесь круглосуточно. Женщины и пенсионеры – днем, мужчины и молодежь – ночью. Холод сплотил людей.

Ирина, участница протеста
Лысый: – Сколько часов вы уже здесь стоите? Ирина: – Я сегодня дежурила с 12  до 3, муж остался до шести. Ребенка провела в школу и пришла снова, хотя бы до обеда. Чтобы что-то дома сделать и снова выходить.

XXI век, Одесса. 10-миллиардный городской бюджет и полторы тысячи замерзающих на Шкодовой горе. Более десятка домов. Сотни семей без тепла. Как такое может быть?

Александр ЧЕГОНЕНКО,  глава инициативной группы жителей Шкодовой горы
– В 2016 году нам пообещали, что на Шкодовой горе будет построено два модуля тепловых для того, чтобы жители не были заложниками котельной Одесского нефтеперерабатывающего завода, который как раз с 14 года  пребывает во всех криминальных провадженнях, расследованиях и все остальное.

Немного истории: все эти дома раньше были ведомственными, их содержал нефтеперерабатывающий завод. В начале нулевых здания перешли в собственность города. Котельная осталась на заводе, город каждый год заключал договор на подачу тепла, но однажды передумал. В 2014-м оперативный контроль над предприятием получила госкомпания «Укртранснефтепродукт». Ее относят к сфере влияния одной из крупных финансово-промышленных групп. Котельные стали обузой.  И вот в 2015 году в мэрии решили не покупать тепло у завода, построить свои собственные котельные. В начале все шло как по маслу. В апреле 2015 года исполком назначил КП «Агентство программ развития Одессы» заказчиком проектирования и реконструкции микрорайона «Шкодова гора» и дали 800 тысяч гривен на разработку проекта. Дальше особенно интересно.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Успев освоить более полумиллиона гривен на документацию, “Агентство программ развития Одессы” появляется лишь спустя год –в апреле 2016 года на градсовете. Здесь вместе с компанией “Нико-Стройпроект” они презентовали детальный план территории, показали уважаемым людям, что одна котельная должна быть построена здесь, а вторая – вот здесь. Ошеломительные темпы работы. Хотя за это время можно было успеть построить и запустить котельные на Шкодовой горе.

Валерий МАТКОВСКИЙ, эксперт сферы ЖКХ
Лысый: – Насколько оперативно? Это какие сроки? Месяцы? Матковский: – Ну вопрос от так сказать проблемы, начала решения проблемы, до установки модульной котельной это проходило 4-5 месяцев.

Прошел еще год, все планы по строительству модульных котельных так и остались на бумаге. В мае 2017 года исполком принимает очень странное решение: забирает заказ у КП «Агентство программ развития Одессы» и требует передать всю документацию департаменту городского хозяйства. Первый вице-мэр Анатолий Орловский всех успокоил и пообещал котельным быть. Да, к этому времени они уже полтора года, как должны были работать, но ничего, построим все-таки.

Александр ЧЕГОНЕНКО,  глава инициативной группы жителей Шкодовой горы
– Мы обрадовались – приняли решение. Вроде май месяц, до октября еще времени вагон. Поэтому в июне месяце мне удалось с Анатолием Иосифовичем побеседовать, и я спросил – жители района уже волнуются. Жители района уже волнуются по поводу отопления.  Он говорит – ничего, не переживайте, решение горсовет принял. Деньги есть – проект делается.  Будут у вас модули.

Время шло, а работа нет. Почуяв неладное, жители Шкодовой горы еще в августовскую жару задают вопрос директору департамента ЖКХ Александру Козловскому: где наши котельные?

Чеганенко: – Сейчас 17 год 21 число. Мы переживаем, что наступит опять октябрь, это будет опять закрыта дорога. Это опять все будет в авральном порядке решаться. Козловский: – Вместо того, чтобы приводить сюда людей, пришли бы и встретились бы с тем же конкретным человеком, который в этой теме абсолютно. Асауленко: – Почему вы сейчас чуть-чуть переворачиваете ситуацию? Люди не должны переживать, летние три месяца прошли – работы не начались. Вот за это они переживают, услышьте это.

Август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь строить модульные котельные даже не  начинали. Запахло жареным, и в мэрии стали валить все на столицу, пусть Кабмин разрешит компании «Укртранснефтепродукт» запустить котельную. Больше тысячи одесситов взяли в заложники ради давления на правительство. Мол, давайте постанову чуток подкорректируйте, и все будет в лучшем виде!

Александр ЛЯШЕНКО, заместитель председателя Суворовской райадминистрации
– Мы ждем то, что Кабмин примет поправку к 632 постановлению, которое дало бы юридическую силу “Укртранснефтепродукту” использовать это оборудование. Журналистка: – Ну а людям, что сейчас делать? Ляшенко: – Ну как что? Ждать, надеяться.

Стоп-стоп-стоп. Ведь мэрия сама собиралась построить новые котельные. При чем здесь вообще «Укртранснефтепродукт»? Летом этого года он проиграл суды по заводу. НПЗ перешел в собственность Фонда госимущества. Какие решения должен принять Кабмин, чтобы одесская мэрия построила котельные, как обещала? Вообще никаких. Просто «Укртранснефтепродукт» хочет вернуть контроль над оборудованием нефтеперерабатывающего завода, а мэрия подыгрывает.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Когда отопление спихнули Труханову, он взял под козырек и пообещал решить вопрос силами города. Теперь оказалось, что через котельные “Укртранснефтепродукт” может вернуть контроль над заводом. И в мэрии снова послушно все исполняют. Чиновники спустили в унитаз проекты строительства котельных и уверяют, что один лишь Кабмин может всех спасти. Пострадали, как обычно, простые одесситы. Ну что ж, нефтяной бизнес безжалостен. Никого не убили, и на том спасибо.