https://youtu.be/47Eg3qiXTJU

Было ваше – стало наше! Десятки зданий в исторической части Одессы, участки земли возле моря – все это за бесценок перешло по мутным схемам бизнес-партнерам мэра Труханова. Масштабные махинации попали в поле зрение Генеральной прокуратуры. Сменит ли мэр Одессы свое кресло на скамью подсудимых, вы узнаете прямо сейчас.

Эти развалины всего неделю назад были Домом приемов Одесского городского совета. Здесь во вторую каденцию жил Эдуард Гурвиц, затем квартировались замы Алексея Костусева. При Труханове от Дома приемов решили отказаться: у мэрии с бюджетом развития в 2 миллиарда гривен не нашлось денег содержать муниципальный объект. Эти кадры коптер отдела расследований на Седьмом снял летом. Огромный ухоженный сад в районе Аркадии раскинулся на территории почти в два гектара. Вот здания, которые в мэрии считали “развалинами”.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Здания уже не вернуть, а вместе с ними в частные руки ушла земля, если быть точным, одна целая шесть десятых гектара земли. Актив ушел из коммунальной собственности по классической схеме “аренда-выкуп”, землю собственник арендует у города за смешнные 400 тысяч гривен  в год.  Реальная коммерческая стоимость этой земли – больше 2 миллионов долларов.

Более 50 миллионов гривен мимо городской казны – преступление? Еще как, история с Домом приемов – всего один эпизод дела на полтора десятка объектов, они ушли из коммунальной собственности различным структурам – от общественных организаций до частных предприятий. В итоге здания и земля оказались в руках группировок, которые контролируют действующего одесского мэра.

Михаил КУЗАКОНЬ, политик
– Сливки снимают его бизнес-партнеры – непосредственно те люди, которые руководят этим кланом, которые привели Труханова к власти. Они, конечно же, получают самые большие дивиденды от этой коррупционной деятельности, от самого процесса выведения имущества громады.

Итак, по порядку. О каком имуществе идет речь? Список внушительный, но вот самые интересные. Пушкинская, 59, здесь много лет работал легендарный ночной клуб «Вечерняя Одесса». В 2015 году по распоряжению Труханова все здание отдали в аренду общественной организации «Центр  содействия инвалидам “Надежда”». После аренды – выкуп по балансовой стоимости, настолько дешево, насколько это вообще возможно.

Точно так же «инвалидам» улетело здание бывшего ателье «Платан» на Канатной, 93. Увидев камеру, охранник бросается записывать наши номера. Нервничают и вахтеры гостиницы «Центральная» на Преображенской, 40. Говорят, у директора большие проблемы, только вернулся из столицы.

Охранник:  – У нас, у директора, неприятности. Может, вы для этого. Я не знаю, он в Киеве был, только приехал. Может давят.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Серьезные проблемы скоро будут не только у директора гостиницы “Центральная”, но и у всех участников этой махинации. Но об этом чуть позже. Двигаемся дальше. Знакомая картина и на улице Троицкой, 43б. Здание тоже отошло в частные руки, схема та же: аренда, затем выкуп за копейки.

Уже набившая оскомину «мансарда Шмуклера», и все здание под ней стало частной собственностью. Центр города, прекрасный вид на порт  и Воронцовский дворец. Старосенная площадь, комплекс зданий «Горзелентреста» и КП «Теплоснабжение Одессы» на Варненской – список огромный, и все это без аукционов и прозрачной инвестиционной политики, все мимо городского бюджета, игнорируя интересы одесситов.

Михаил КУЗАКОНЬ, политик
– Схема, когда под “туалет”, я называю ее “туалет”. Когда под отдельно стоящий туалет на площади, под него отводят целую площадь. Применяется одна из таких ярких, наглых схем. Тогда за землю отдельно одесситы не получают вообще ничего. Потому, что когда застраивается вся эта территория коммерческими объектами, либо зданиями жилыми, когда вся территория, которая уже застроилась, и эти объекты проданы, отданы кому-то в арену, проданы и так далее. И эта территория является территорией для обслуживания, за нее никто платить не будет, хотя на самом деле эта земля золотая.

История с разбазариванием коммунальной собственности заинтересовала следователей Генеральной прокуратуры – направили иск  в Печерский суд, мол, просим наложить арест на имущество.

Анна ПОЗДНЯКОВА, депутат горсовета
– Действия ГПУ носили предупреждающий характер и, прежде всего, из Администрации Президента. Это был намек одесским чиновникам, одесским депутатам и главе нашего городского совета, что так, как было, уже не будет. Либо вы умерьте аппетит, либо мы к вам придем. И здесь очень показательно в подтверждении моих слов выступает то, что Печерский районный суд не удовлетворил ни одно ходатайство Генеральной прокуратуры. Эти все дела известны, они все на контроле у ГПУ, у СБУ, НАБУ, и как только ситуация станет переломной, я думаю, что их позиции изменятся, и в судах в том числе.

Мнение одесского депутата разделяют киевские политтехнологи. Кресло мэра зашаталось. Пожар в «Виктории», побег с сессии, застройка Горсада – слишком часто фамилия одесского мэра всплывает в общенациональных скандалах.

Сергей ГАЙДАЙ, политтехнолог
– Все вы знаете, что так или иначе на Труханова заведены уголовные дела, и Труханов, как говорят в следственных органах “в разработке”. Это может сильно повлиять, сыграть свою решающую роль. Поэтому, если мэрство Труханова закончится, то оно может закончиться вот по такому сценарию: его закончат правоохранители, а не активисты, которые стоят на улице. Но это будет неплохим фоном – аргументом для центральной власти таким термином не «крышевать» его.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– И что в итоге? Аппетиты бизнес-партнеров Труханова растут в опасной прогрессии для одесского мэра: слишком уж нагло воруют муниципальную собственность. Так что в Администрации Президента чуть ли не в открытую через Генпрокуратуру говорят – хватит дерибанить город. Поддержка у Труханова есть только в Одессе, но она тает с каждым днем, никакого доверия.