https://youtu.be/g0e2iXbkxLw

Одессе – электронный билет! В мэрии решили  идти в ногу со временем и перейти на безналичный расчет в общественном транспорте. Но вот что получается: транспорт муниципальный, а плату за проезд собирать и передавать в бюджет будет частная компания. Коррупционная инновация от одесской мэрии – в нашем расследовании.

Одесский электротранспорт убогий, не экономичный и попросту опасный для жизни. Но он приносит колоссальные деньги хозяевам Одессы. 85 миллионов. Просто запомните эту цифру. Именно столько денег за год чистыми в среднем платят одесситы “Одесгорэлектротрансу” за проезд. Плюс 70 миллионов компенсации  за льготников. Большие деньги? Обо всем по порядку.   

15 марта 2017 года, сессия городского совета. Труханов предлагает депутатам проголосовать за очередной проект.

Труханов: – Прошу голосовать пункт 3.9 о внедрении автоматизированной учета оплаты в городском пассажирском транспорте в городе Одессе. Прошу голосовать.

Никто не против, благое дело, инновационное – электронный билет, все как в Европе. Но тут сразу начинаются странности: несмотря на внушительный городской бюджет, принятый в этом году, на реализацию этой программы мэрия решила найти инвестора. Дальше все по-нашему, по-одесски. Судя по документам, в конкурсе могут участвовать компании, которые имеют  собственные производственные мощности, сервисный центр в Одессе, пятилетний опыт работы в этой сфере, а внедренная им система автоматизированной оплаты должна принимать карту туриста Odessacard.  Под это описание лучше всего попадает компания “Одесская городская карта”, учредителем которой является ООО “Герц”.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Это можно было бы назвать просто счастливым совпадением, если бы на презентации этого электронного чудо-билета мэр Труханов не держал карточку еще не одержавшего победы “Герца” в руках.

Григорий КОЗЬМА, главный редактор издания “Громадське слідство”
– Этот образец мы нашли в других предложениях “Герца”  несколько лет ранее, это билет “Герца”. То есть мэр Труханов, только шла речь, что мы вводим электронный билет, а мэр уже пользовался карточкой “Герца”,  которая еще не участвовала ни в чем.

Коррупционный сговор в пользу фирмы-прокладки, которая и так зарабатывает на процентах от оплаты одесситами коммунальных услуг? Нет, не слышали. Обычно города вводят электронные расчеты в транспорте, чтобы оплата была удобной и прозрачной. Но одесский электронный билет не такой, как все, он нужен только для того, чтобы точно подсчитать количество пассажиров в транспорте. Тогда горсовет будет знать, сколько именно докинуть горэлектротрансу за льготников.  Но система учета нигде детально не расписана. Мэрия, как обычно, играет в темную.  

Григорий КОЗЬМА, главный редактор издания “Громадське слідство”
– И в концепции, и в решение сессии ничего не сказано, как будет осуществляться этот порядок. Скорее всего, “Герц” будет отчитываться в профильное управление, в профильный департамент горсовета цифрами, которые тоже с потолка. Есть формула, в которую они добавляют километры и среднее количество людей, из среднего количества людей есть льготники, и были они в тот день – не было их, всегда считают на каждом оборотном рейсе. Туда-обратно – в среднем  100 льготчиков.

Слова журналистов-расследователей подтверждает Елена Фокина, депутат городского совета, участник рабочей группы по реализации программы “Электронный билет”.

Елена ФОКИНА, депутат городского совета
– Мы, как вы знаете, долгие годы просили субвенции с государственного бюджета по вымышленному коэффициенту, это для себя говорю вымышленный. Потому как мы, конечно же, не могли подсчитать его, потому что принципа подсчета не существовало. После внедрения электронного билета у нас будет четкая цифра и, конечно же, городская власть сможет компенсировать часть, во всяком случае льготчиков.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Странная ситуация, не находите? Транспорт – трамваи и троллейбусы – принадлежат городу, инвестор лишь обеспечит вагоны приборами учета, чтобы считывать информацию об оплате с электронных билетов. За это компания хочет 10 процентов выручки “Одесгорэлектротранс” на 10 лет. Это серьезные деньги.

Отдел расследований “НОРМАЛЬНО” на Седьмом славится своей агентурной сетью. Пока наши люди выуживают данные о реальной выручке “Одесгорэлектротранса”, мы отправляемся в путь узнать, что думают об электронном билете простые кондукторы. Пятый трамвай, утро, давка.

Гвоздев: – Здрасте! Кондуктор: – Вы меня будете снимать? Лысый: – Возьмите за двоих, за двух журналистов. Кондуктор: – Ой, а шо вы будете, какой репортаж? Лысый: – Мы снимаем про электронный билет сюжет. Скоро, как говорится, на смену вам придет электронная система. Кондуктор: – Электронная система? Это будет бесплатный проезд, сразу говорю. Лысый: – Да? Вы считаете, что это не будет работать нормально? Кондуктор: – Конечно, нет. Вы видите, как я должна ходить, чтобы они дали деньги. Ну это самые-самые порядочные будут давать деньги – 10 процентов, остальные все будут ездить бесплатно. Лысый: – А вообще платят много? Кондуктор: – Денег? Лысый: – Ну да. Кондуктор: – Собираем нормально. Собираем – план делаем.

Пока катались на 5-м трамвае, подоспели свежие данные именно по этому маршруту. Итак, первая смена зарабатывает около 25 тысяч гривен, вторая – чуть меньше, 19 с половиной. Выходит где-то 44 с половиной тысячи за день. На одном маршруте. Часть денег оседает на руках у водителей и кондукторов – сдают не больше 40 тысяч гривен в день. И это только один пятый маршрут. Цифры реально впечатляют: Первое трамвайное депо (Привоз) – от 100 до 115 тысяч гривен в день, Второе депо (Слободка) – от 65 до 70 тысяч, троллейбусное депо – 70-75 тысяч гривен. За день “Одесгорэлектротранс” получает наличными минимум 235 тысяч гривен. За год – 85 миллионов.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Ради компании “Герц” “Одесгорэлектротрансу” подрежут прибыль на десять процентов на десять лет. Сам “Герц” обещает потратить на оборудование 200 миллионов гривен. Думаете это неподъемная сумма для городского бюджета? Да только на аферы с недвижимостью за последний год слили вдвое больше.

Все эти карточки и устройства для считывания – вчерашний день. Наводишь смартфон на кьюар-код, сканируешь, оплачиваешь через любое банковское приложение. Всё. Пока этот метод внедрили во Львове, Чернигове и Ивано-Франковске. Стильно, модно, экономно.

Константин ЕМЕЛЬЯНОВ, дизайнер, создатель Urban Inst
– Каков смысл отказа от физического носителя – бумажного или карты? Это всегда деньги на печать продукта, на его подготовку в целом. Электронные устройства есть у всех, и это, по сути, простой ключ.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Сложно, долго и дорого – так работает одесская мэрия. Электронный билет сейчас внедряют во всех украинских городах, но обычно это делают за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития. И только в Одессе решили подсадить частника на бюджетную кормушку. Впрочем, как обычно.