https://youtu.be/xm7Abh_fw-U

Жарко, страшно, дорого! Это все про одесские маршрутки, а скоро еще и цена за проезд может увеличиться. Мэрские эксперты уверяют – стоимость можно увеличить до 9 гривен. Кто станет богаче благодаря этой манипуляции, мы расскажем вам прямо сейчас.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Стандартная поездка в маршрутке: жарко, тесно, большинство едет стоя. Температура в салоне почти сорок градусов. За все это “удовольствие” обычный одессит платит 5 гривен, хотя уже два месяца могли бы перемещаться в комфортабельных условиях в автобусах с кондиционерами.

29 мая. Стандартное аппаратное совещание. Мэр  Труханов несет добрую весть: на открытии Стамбульского парка мэр города-побратима подарил Одессе 30 автобусов. Теперь надо решить, что с ними делать-то?

Геннадий ТРУХАНОВ, мэр Одессы
– Было принято решение подарить нам 30 автобусов. Александр Васильевич, нам надо продумать, и, действительно, это у нас будет коммунальное предприятие. Продумайте, как это все, посмотрите наши все все законы, как эти все подарки оформляются, и давайте с вами продумаем, как это все будет выглядеть.

Итак, автобусы подарили больше чем два месяца назад, но про них ни слуху, ни духу. Ни публикаций на официальном сайте мэрии, ни восторженных возгласов и сюжетов на подконтрольных Труханову ТВ-каналах. Вместо этого, спустя пару дней, директор департамента транспорта Александр Илько заявил: нужно повышать тариф на проезд в одесских маршрутках. Какими должны быть тарифы для мэрии, услужливо посчитали в Научно-производственном центре “Экономинформ”. “Эксперты” взяли четыре маршрута КП “Одесгорэлектротранс” и получили следующие цифры: проезд в одну сторону на 191-й маршрутке будет стоить свыше 9 гривен, чуть дешевле – на 233-й. 8 гривен  20 копеек должен стоить проезд на 190-й маршрутке, дешевле всего 237-я – чуть больше 6 гривен. Видите, одесситы, целый научно-производственный центр работал, все посчитал: цифры, графики и все такое. Но журналисты решили перепроверить методику расчетов. 

Виталий БОЛГАН, главный редактор интернет-издания “Избирком”
– Если мы предположим, что эта цифра действительно реальная – это два миллиона восемьсот тысяч пассажиров, которые по этим данным перевозит одна из самых популярных городских маршруток – 190-я, которая связывает железнодорожный вокзал и улицу Паустовского на поселке Котовского – разделим на 365 дней в году и возьмем среднее количество автобусов на этом маршруте, возьмем и разделим ее на 16 часов, которые рабочие у каждого автобуса. Время работы этого маршрута – с 6 до 23:00, на самом деле раньше шести. Если все эти цифры разделить, то мы получим примерно 23-24 пассажира в каждой маршрутке в среднем.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Сухие цифры говорят  о 24 пассажирах. А вот как выглядит посадка на 190-ю маршрутку. Очередь начинает формироваться часам к пяти и не заканчивается до позднего вечера. По данным “Экономинформа” за год этот маршрут обслуживает 2 миллиона 800 тысяч пассажиров, но откуда они взяли эту цифру? 

Виталий БОЛГАН, главный редактор интернет-издания “Избирком”
– Я задал этот вопрос руководителю “Горэлектротранса” Дмитрию Жеману, который является перевозчиком по 190-у маршруту. Так вот, Дмитрий не является распорядителем этой информации на данный момент, потому что с такой статистикой, потому что такой статистики у “Горэлектротранса” попросту нет.  Это вызывает еще один вопрос: откуда взята эта цифра.

В мэрии говорят – повысить тариф нас просят компании-перевозчики, а мы просто идем им навстречу. Правда, странно звучит: мэрия идет навстречу одесским бизнесменам? Основания для увеличения стоимости проезда в маршрутке в Одессе попросту нет.  

Эдуард КАРАЖИЯ, экономист
– Мы прекрасно смотрим, что цены на бензин достаточно стабильны, более того, они имеют тенденцию к снижению, хоть и небольшую, но она имеет место быть. Гривна достаточно стабильна, устойчива. Ремонт всех украинского производства “Богданов” не нужно покупать за какую-то иностранную валюту, достаточно сегодняшней гривны. Поэтому к тому,  нас сейчас готовят к тому, что цены на маршрутку будут вырастать.

В мэрии говорят – тариф будет поднят неизбежно, мол, водители стали мало зарабатывать, бегут, как крысы с тонущего корабля. Так ли это и будут ли больше зарабатывать простые водилы или нет? Александровский проспект, конечная 148-го и 150-го маршрутов. Опрашиваем водителей.

Надюк: – Я извиняюсь, два вопроса можно задать?
Маршрутчик: – Конечно.
Надюк: – Хочу устроиться водителем маршрутки, вообще реально?
Маршрутчик: – Конечно реально.
Надюк: – То есть есть места?
Маршрутчик: – Конечно есть.
Надюк: – Я слышал, что много увольняют.
Маршрутчик: – Не слышал.
Надюк: – А вот еще говорят, что сейчас будет повышение цен, это будет лучше?
Маршрутчик: – Я бы не сказал.

Надюк: – А вообще реально устроиться?
Маршрутчик 2: – А чего нереально?
Надюк: – Места есть вообще?
Маршрутчик 2: – Смотря какая машина. Раньше на 148-ю было нереально устроиться.
Маршрутчик 2: – Это раньше, бл*ь було. Що раньше, сча вон машин куча.
Надюк: – А еще говорят, что якобы проезд поднимут и лучше будет?
Маршрутчик 2: – Для кого лучше? Для руководства лучше?
Надюк: – Ну план поднимется, соответственно водителям.
Маршрутчик 2:  – А водителям что ты думаешь? Сильно лучше?

Все просто: как бы не поднимали цены за проезд, к водителю это не имеет никакого отношения. Богаче станут лишь владельцы маршрута. Дальше – больше. Помните 190, 191, 233, 237 маршруты? Сами водители говорят – это автобусы Труханова.

Маршрутчик: – Что он с этого имеет? Ничего. А с “Горэлектротрансом” имеет.
Женщина: – А “Горэлектротранс” в его распоряжении находится.
Надюк:  – А в “Гортранспорте” же маршрутки есть, много есть.
Маршрутчик: – И все его.
Надюк: – Труханова, да?  
Маршрутчик: – Да.
Женщина: – Хозяин города, что ж вы хотите?

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
– Рациональность повышения тарифа пока изучают профильные комиссии горсовета, но вы можете не сомневаться – проезд будет дороже. И еще вы не удивляйтесь, когда узнаете, что стамбульские автобусы начали ходить на поселок Котовского. Фамилию владельца мы знаем, хозяин города, что вы хотите?