https://youtu.be/oj6DMUb8L1c

Мышьяк в море. Опасный яд попадает в воду из дренажной системы. Пляжники ходят в душ под слив из дренажки, они думают, это просто подземная речка. Что грозит отдыхающим – в нашей подземной разведке.

Курортный сезон начался. На пляже «Отрада» не протолкнуться. Мужики с радостью лезут под поток воды. Он бьет прямо из стены. Рядом весело плещутся детишки. Мало кто из них понимает, что это совсем не летний душ. Это сток из дренажной системы.

Мы отправляемся под землю проверить, так ли безопасна эта приятная на вид водичка. Наш источник на поверхности сообщил: были замечены странные красные подтеки, которых раньше не было. И как раз недалеко от выхода в «Отраде». Берем с собой баклажку, чтобы взять пробу для химического анализа.

Лысый: – Берем два сосуда: один пошире, чтобы быстрее набиралось, один поуже, чтоб можно было поставить.

Эти длинные подземные галереи были построены еще в 60-х прошлого столетия. Именно они спасают Одессу от подтоплений и оползней. Многие забиты мусором, но в целом все работает. Поток воды течет и течение сильное. Заблудиться тут сложно, но без должного опыта возможно.

Лысый: – Нам, получается, сейчас прямо или направо. Ковалева: – Направо. Корнышев: – А где тут направо?
Лысый: – Еще примерно километра полтора, и мы дойдем до той точки, чтобы поставить тару и собрать анализ.

На отметке в 620 метров от входа на пляже «Дельфин» появился удушливый запах.

Лысый: – Уже химический запах пошел, чувствуете? Корнышев: – Да. Лысый: – Мы уже близко.

До выхода недалеко, дренажная система хорошо вентилируется. Но с каждым метром странный запах усиливается. И вот, прямо на повороте к “Отраде” стены покраснели. Вода течет из каждого стыка.

Лысый: – Смотри, тут еще везде протекает. Раз, два, три, семь, восемь, то есть на каждой секции.

Начинаем забор воды. Важно набрать именно воду из стены, а не осадок с грунта. Так мы получим самый достоверный анализ.

Ковалева: – Нам нужно поставить ее, собственно, сюда. Давай вот эту. Гвоздев: – Вот эти красные потоки. Лысый: – Оно хоть затекает? Ковалева: – Оно нормально затекает.
Ковалева: – Это вода у нас с этого красного подтека. Мы ее ни с чем не смешиваем. Берем воду сразу оттуда.

Чтобы наполнить баклажку из красных расщелин, ушло не больше 10 минут. Глаза разъедает резкий запах.

Ковалева: – Мы набрали пять литров воды для анализа непонятной, какой-то ржавой жидкости. Посмотрим, что там по химанализу будет.

В НИИ медицины транспорта нас уже ждут. В группе экологической токсикологии тяжелых металлов всего два сотрудника: Пыхтеева Елена Гераклитовна и ее зам, Большой Дмитрий Валерьевич. Говорят, кадры нужны, но молодежь неохотно идет в науку. С гордостью показывают свои приборы.

Елена ПЫХТЕЕВА: – Вот этот прибор – атомно-компрессионный спектрометр. Дуга высокой температуры, там несколько десятков тысяч градусов. Химические элементы поднимаются вверх в атомарном состоянии.

Точность в науке – самое важное. Нашу пробу подготавливают к спектральному снимку. Для этого воду надо выпарить на графит до твердого осадка.

Дмитрий БОЛЬШОЙ: – Ставлю в сушилочку. Включу, пусть выпаривается.

Процесс выпаривания самая долгая часть  химического анализа. Это занимает целый день. Возвращаемся в лабораторию через сутки. Начинается процесс считывания.

Елена ПЫХТЕЕВА: – Мы получим осадочек такого черного цвета за счет графита, который мы туда добавили. И его погрузим вот сюда.
Дмитрий БОЛЬШОЙ: – Видна электрическая дуга, где анализируемая проба испаряется и снимается.

Прибор показывает странные диаграммы. Химики раскладывают по полочкам, что именно обнаружили в воде.

Дмитрий БОЛЬШОЙ: – Ну вот, видите, As, арсений 2, это линия мышьяка. Здесь из всех пиков больше всего видно пики железа, некоторое количества мышьяка, ну и такие распространенные элементы, как кальций и барий. Барий – сопутствующий, если есть кальций, то и барий присутствует. Вот здесь вот хороший выраженный, яркий пик мышьяка. Видите, вот он.

Мышьяк под землю мог попасть двумя способами: кто-то сливает в землю отраву и природные залежи. В любом случае для купающихся это опасно.

Елена ПЫХТЕЕВА: – На самом деле, что там лежит, в той дренажной системе, пока оно не вылилось в море или кто-то не скупался и не попил ту воду. Все элементы в природе есть. И есть зоны аномальные по мышьяку. Там очень много мышьяка. Он как лежал в земле, так его надо оттуда сгрести и закопать где-нибудь. Пока он не растворился и не попал в организм, он не ядовит.

Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
– Важная пометка: пока не попал в организм. Мышьяк – яд и канцероген, он накапливается в организме и может проникнуть через любую ранку или трещину. А еще дети часто нахлебываются воды во время купания. Какое бы происхождение не имел этот мышьяк, его надо вычистить. Слишком дорого вам может обойтись веселый поход к “Желтому Камню” на пляж “Отрада”.

Останні новини

Дивитися все