https://youtu.be/HG10n0izTLw

Лендлорды с особыми потребностями – в Одесской области несколько компаний со словом «инвалид» в названии осваивают тысячи гектаров земли за считанные месяцы, при этом местные жители не могут оформить участок в течение десятилетий. Кто положил глаз на чернозем – в нашем земельном сюжете.

Раздельнянский район. Щербанка – крупное село в эпицентре земельного скандала. Населенный пункт  окружают поля, несколько тысяч гектаров перешли в постоянное пользование двум ООО: «Надежда и взаимопомощь» и «Раздельнянское общество инвалидов». «Инвалиды-коммерсанты» откусили две тысячи гектаров земель госпредприятия «Опытное хозяйство имени Суворова». Едем к директору госпредприятия. Олег Пономаренко сетует на тяжелые времена: мол, мы на грани банкротства, а тут еще и эти «инвалиды». Какая печальная неожиданность.

Пономаренко: – Как они выдали инвалидам  землю? Они, к примеру, вот поле, вот поле. Вот тут часть поля кусок. Вот тут поля, вот тут поля. То есть в шахматном порядке повсюду эти инвалидные организации захватили.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
Директор опытного хозяйства слегка лукавит: ничего инвалидные организации не захватывали, кадастровые номера на участки присвоило Главное управление Геокадастра в Одесской области. Земля попросту не была оформлена госпредприятием. Почему Олег Пономаренко за 12 лет руководства не оформил правоустанавливающие документы на опытные поля? Не получилось.

Олег ПОНОМАРЕНКО, директор госпредприятия  «Опытное хозяйство им. А. В. Суворова»
– В 2016 году, это по памяти, мы три раза обращались, в 17-м году мы пять раз обращались. В Геокадастр Одесский области. Нам постоянно приходил отказ. То запятая не так, то еще что-то не так, то я должность свою неправильно написал.

Олег Пономаренко жалуется на давление и показывает стопку повесток на допросы в полицию. Да и вообще, говорит, я тут как бы ни при чем, идите к главе сельсовета, это она на нашу землю чужаков пустила.

Лысый: – Здравствуйте, а можно с Ларисой Евгеньевной поговорить? Гвоздев: – Здравствуйте. Лысый: – Телевидение. Седьмой канал. Вы уже наслышаны, что мы приехали?

Лариса Товпинец всего два года как занимает пост главы Щербанского сельсовета. Но в местном самоуправлении человек далеко не новый: 12 лет на различных должностях. Опытный чиновник, и тут такая странная оказия. Оправдывается. Хотела как лучше, ради села старалась, а стала крайней в этой истории.

Лариса ТОВПИНЕЦ,  председатель Щербанского сельсовета  
– Я не знала на той момент, що “інваліди”, корупційні схеми, щас да, я знаю, осознаю. Очень жалію, що все це случилось. Но на той момент я не знала, я понимала, что будуть люди з кадастровими номерами, з правоустановчими документами, з офіціальними договорами. І це буде официальное наполнение місцевого бюджета сільскої ради.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
Вся эта скандальная история с инвалидами-лендлордами началась вот с этого письма начальнику Главного управления Геокадастра в Одесской области. В нем Лариса Товпинец пишет, что «сельсовет согласовывает предоставление указанных в Вашем письме земельных участков для предприятий, основанных общественными организациями инвалидов». Все бы ничего, но об этой переписке, которая шла с 2016 года, не знали даже местные депутаты.

Социальная буря грянула, когда о земельной переписке узнали местные жители: всю жизнь живешь, оформить ничего не можешь, а тут откуда не возьмись – «инвалиды». 18 декабря, местный дом культуры. Здесь собрались все заинтересованные в земельной истории персонажи: и Олег Пономаренко, и Лариса Товпинец, и местные жители, и (вот неожиданность) депутат областного совета Владислав Финик. Оказывается, народный избранник изо всех сил борется за справедливость и землю. Мол, требуем отменить регистрацию земли на инвалидные организации, и точка.  

Владислав ФИНИК, депутат областного совета
– Як представник інтересів територіальної громади,  виборців свого виборчого округу я зобов’язаний представляти та захищати інтереси людей.

Бывший зампрокурора области не прошел люстрацию и с головой окунулся в общественную работу.

Николай БЕЛЯКОВ, живет в Щербанке
– Спасибо, конечно, Владиславу Васильевичу Финику, который в 16 году стронул этот вопрос с мертвой точки. Он, как депутат областного совета,  приехал к нам, собрались жители села, и в клубе он предложил, что есть возможность по два социальных гектара согласно Кодексу о земле, есть возможность по два гектара получить. Все люди написали заявления и вопрос этот они начали продвигать вперед.

Кто-то писал заявления, а кто-то – доверенности, а через год получилось, что 48 участков были оформлены на приближенных к руководству села людей. Странная помощь от депутата областного совета получилась, не находите?

Владимир БУКАЧ, представитель ОО «Антикоррупционное движение Юга» Идет какая-то игра и о том, что есть какое-то направление. Помогают определенные силы  в получении земли, но и этому направлению работы тоже есть какое-то свое недоверие. Недоверие в каком плане? Люди посчитали, что их используют в каких-то своих, непонятных целях.

Николай БЕЛЯКОВ, живет в Щербанке
– Когда в прошлом году люди писали заявления, цифра гуляла и  плавала. Ее озвучивали вроде 1050 или 1035 человек. Потом сотрудники Службы безопасности Украины начали разбираться в этом вопросе ,и эта цифра съехала на 750 или 730 человек. То бишь кто эти триста человек? Откуда они? Люди начинают вспоминать, что там нас было человек 30 в коридоре, но я вот сейчас вспоминаю, что 5-7 человек вроде бы наши, а остальные какие-то там, ну я не знаю.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
Что объединяет главу Щербанского совета, директора опытного хозяйства и депутата областного совета? Все они начали «помогать» местным жителям с оформлением земли, когда бесхозными гектарами начали интересоваться конкуренты из инвалидных организаций. Безответственность и коррупция – вот что еще объединяет сельскую элиту Щербанки. А что же местные? Просто массовка для решения своих земельных вопросов.