https://youtu.be/nYaXFP0rWfE

Охотничий казус. Формально стрелять кабана начинают с октября месяца, но на самом деле диких свиней убивают уже полгода. Причина – бушующая эпидемия африканской чумы в Одесской области. Помогут ли патроны уничтожить инфекцию – в нашем расследовании.  

Чума наступает. Уже полгода самые южные районы Одесской области безуспешно борются с африканской чумой свиней. Болградский, Ренийский, Измаильский и Килийский районы. Там опасную заразу обнаружили еще в феврале. В мае отдел «НОРМАЛЬНО» провел свой рейд. Выяснили, что организация карантина поставлена из рук вон плохо.

Корнышев:Посмотрим, что делается на посту в сторону села Калчева, где уже был чумной карантин. Тут еще хуже: ни полиции, ни шлагбаума. Ночью хулиганы побили стекла в дежурном вагончике. Весь контроль за оживленной дорогой спихнули на обычного шофера дезинфекционной машины.

Серьезно к безопасности относятся только на крупных предприятиях – бахилы, маски, спецодежда, дезинфицирующий душ. Из-за плохого карантина и безответственности селян распространение инфекции сдержать не удалось. Она докатилась до Овидиопольского района и вышла в дикую природу. В конце июля недалеко от Нижнеднестровского заповедника пала дикая кабаниха. Исполняющий обязанности директора парка рассказывает, сразу заподозрили чуму.

Алексей ИГНАТЮК, и. о. директора Нижнеднестровского национального парка
Найдена она была на территории охотничьего хозяйства, которое называется “ТОВ Мисливців та рибалок ХХI сторіччя”.  Это смежная с нами территория, часть это хозяйства находится на территории парка. Конечно, на той территории, которая входит в состав парка, согласно закону Украины про ПЗФ, любая охота запрещена. Там отстрелы не проводятся. На территории, которая прилегает к парку, ведется и охота, и охотничье хозяйство, и проводятся отстрелы.

Отстрел диких кабанов идет уже с февраля месяца. Если в лесу находят мертвую свинью, районная администрация дает добро на отстрел. Нужна небольшая формальность.

Елена МАЛЬЧЕНКО, начальник отдела лесного и охотничьего хозяйства Одесского областного управления лесного и охотничьего хозяйства
Они выбрасывают эти туши в тот же лес, в те же плавни. В том же Измаильском районе это было тоже зафиксировано. Потому что по трупу, если он достаточно долго находится в таком состоянии, он разлагается, очень сложно определить, дикий это кабан или домашний.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
Чтобы начать отстрел кабанов (читай – охоту задолго до начала сезона), нужна маленькая формальность. Подложить труп свиньи в лес – и готово. Но как раз отстрел гонит зверей все дальше и дальше по области, фактически разнося инфекцию, но это тоже всего лишь теория, мы к ней еще вернемся и разложим все по полочкам.  

Отправляемся в Овидиопольский район. Именно здесь нашли зараженного кабанчика – на границе между Нижнеднестровским национальным парком и землями ОО «Общество охотников и рыболовов XXI века». Общественников представляет скандально известный Григорий Мельниченко, зять экс-губернатора Одесской области Сергея Гриневецкого. В начале двухтысячных «общественники» получили здесь от обладминистрации три тысячи гектаров в аренду. Чувствуют они себя вольготно, по-барски. Нас встречает немногословный охранник.  

Охранник: Ребята, что снимаете? Лысый: Это база общественной организации “Охотников и рыбаков XXI века”? Охранник: Да.

Про зараженного кабана ничего не слышал, ни администраторов, ни замов. Охотиться на территории Нижнеднестровского национального парка нельзя. Во время отстрелов дикие кабаны начинают мигрировать в более спокойный регион. Парк – убежище для них.  

Алексей ИГНАТЮК, и. о. директора Нижнеднестровского национального парка
Животное беспокоится, начинает убегать. Там, где на животных охотятся, они совершают длительные миграции. Это десятки километров могут быть. Там, где их меньше беспокоят, например, территория парка, они будут стремиться туда и там находиться. Поэтому стимулировать вот этими дополнительными факторами отстрела дополнительную миграцию этих животных, я не думаю, что разумное решение.

Выходит, что отстрел приводит к распространению чумы во время миграции кабанов? В одесском лесхозе говорят, других вариантов нет.  

Елена МАЛЬЧЕНКО, начальник отдела лесного и охотничьего хозяйства Одесского областного управления лесного и охотничьего хозяйства
Было принято решение протокольно  о том, чтобы, скажем так, в очагах делают, выявлены такие случаи в дикой фауне, депопуляцию так называемую. В переводе – снижение численности свиней. То есть единственным способом на сегодняшний день борьбы с африканской чумой, что в частных хозяйствах, что в дикой фауне, является уничтожение.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
С февраля месяца спецбригады из охотников, ветеринаров и лесников отстрелили 50 животных, вирус африканской чумы нашли всего у 20 диких свиней. Вроде бы картина ясная, вот вам зараженный “дикарь”, его нужно пристрелить, взять пробу, а тушу сжечь. Так поступают по протоколу. Но из 48 охотничьих хозяйств, которые находятся в регионе, всего 10 подчиняются одесскому лесхозу. Из них 22 общества – это районные ячейки рыбаков и охотников, остальными 16-ю управляют “егери-общественники”. Что хотят, то и делают.

Ну и самое основное – люди не знают механизма распространения вируса. Одно дело, когда это происходит на закрытой ферме, если выявляют хоть одно зараженное животное, то под нож идет все поголовье. С дикими кабанами история другая.

Елена МАЛЬЧЕНКО, начальник отдела лесного и охотничьего хозяйства Одесского областного управления лесного и охотничьего хозяйства
На сегодняшний день однозначно сказать, кто является переносчиком, нельзя. Одни говорят, что это в дикой фауне, что это дикие свиньи являются переносчиками, так как они являются видом мигрирующим. То есть они проживают в такой среде, которая бесконтрольна человеком.

Пока мы снимали сюжет вирус свиной чумы проник на одно из самых защищенный свиноферм области ООО “АгроПрайм”. От эпидемии не спасли не дизинфекция, ни тройная защита. На предприятии 15 тысяч голов, и все поголовье подлежит уничтожению.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
Борьба с африканской чумой при помощи отстрела проблему не решает, но открывает окно возможностей для браконьеров и других любителей пострелять. Дело в том, что сезон охоты на дикого кабана стартует в октябре. Лимит, на который могут рассчитывать одесские охотники, составляет всего 148 голов. Плюс лицензия стоит от трех до четырех тысяч гривен. Зачем ждать да еще платить? Охота пуще неволи.

 

Останні новини

Дивитися все