https://youtu.be/Q1Rf15G9Ddg

Одесский аэропорт – 2800 метров позора, самая жуткая взлетно-посадочная полоса в Восточной Европе. Но как же так, ведь еще шесть лет назад в аэропорт пришли частные инвесторы, чтобы построить все заново? Что не так было с приватизацией и почему международные банки отказываются давать деньги на ремонт взлетки – в нашем расследовании.

Высотомер: Fifty … fourty … thirty … twenty … ten (касание – самолет трясет)

Обычная посадка в одесском аэропорту, полосу сравнивают то со стиральной доской, то с картофельным полем. Каждый день десятки пилотов и тысячи пассажиров проходят через это. Пилоты снимают свои посадки на видео и выкладывают в интернет – смотрите, мол, какой ужасный ранвэй, нигде такого нет.

Сегодня мы едем в Киев. В Министерстве инфраструктуры заявили, у них есть новый проект для взлетно-посадочной полосы одесского аэропорта. Цена вопроса – 65 миллионов евро.

Александра КЛИТИНА, руководитель Группы поддержки реформ Министерства инфраструктуры
– Для нас это важный очень проект. Мы хотим использовать деньги как можно более эффективно. И вместо того, чтобы строить новую полосу, мы хотим реконструировать полосу ту, что есть сейчас.

Проект весьма амбициозный – предполагается, что взлетку отремонтируют, не закрывая аэропорт. Да, именно так: во время реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорт продолжит работать.

Вячеслав КАСИМ, специальный корреспондент
– Реконструировать взлетку, на которую прямо во время ремонта садятся самолеты? Многие украинские инженеры и чиновники будут крутить пальцем у виска. Но штука в том, что это общепринятая мировая практика. Самый важный плюс – это реально, в отличие от идеи строительства новой полосы за 200 миллионов долларов, когда придется еще и выкупать земельные участки. За последние пару лет они каким-то чудом оказались в частной собственности. Новая полоса – несбыточный прожект, реконструкция – реальная возможность.

Вот как это было сделано в Грузии: летом 2016 года турецкая компания “TAV” полностью пересобрала заново взлетно-посадочную полосу Международного аэропорта имени Шота Руставели в Тбилиси. Эта компания управляет десятком международных аэропортов от Стамбула до Батуми. Аэропорт Тбилиси продолжал работать все время.

Эрдоган КАРАБАДЖАК, директор “TAV” в Грузии
– Мы завершили работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек в Международном аэропорту имени Шота Руставели. У нас было 90 дней на этот проект,  по 10 часов в день. Последний самолет взлетал в 10 утра, и после этого у нас было время на работы до 20:00, когда приземлялся первый вечерний рейс.

Самолеты продолжают летать, новая взлетка строится – все чудесно. Одно большое “НО”. Обычно средства на такие крупные инфраструктурные проекты получают за счет кредитов международных финансовых организаций, но на одесскую взлетку денег в кредит никто не даст. Причина – мутная структура собственности аэропорта.

Александра КЛИТИНА, руководитель Группы поддержки реформ Министерства инфраструктуры
– По мнению международных финансовых организаций, это непрозрачная концессия, и они не могут финансировать такого рода сделки. Если [взять] Европейский банк реконструкции и развития, они прямо даже не хотят говорить об этом проекте. Еще год назад, весной, мы поднимали с ними этот вопрос, чтобы все-таки получить кредит, например. Но международные финансовые организации не хотят это рассматривать.

Никто в мире не хочет связываться с хозяевами одесского аэропорта. Почему? В 2011 году горсовет “подарил” его бизнесменам Борису Кауфману и Александру Грановскому. Они стали хозяевами аэропорта, не заплатив за это ни копейки.

Формально это выглядело как договор о совместной деятельности. Город и Кауфман с Грановским создали совместное предприятие. Город отдал в уставный фонд аэровокзал за 100 миллионов, а Куфман и Грановский – 300 миллионов деньгами. Но эти деньги остались их деньгами, как и весь аэропорт. Если твоя доля в предприятии – 75%, ты и есть его реальный хозяин.

Самое скандальное решение Одесского горсовета за всю его историю. Говорят, даже мэр Костусев был против, но в частных разговорах объяснял соратникам: на него сильно давят из Киева. Все всё понимали, победила партийная дисциплина регионалов.

Александр ОРЛОВ, бывший вице-мэр Одессы (2011-2012)
Иногда лучше решение не принять, чем принять очень такое сложное, знаете, решение, когда проходишь по лезвию бритвы. Когда принимали аэропорт – решение – один из замов, который должен был подписать договор, уволился у нас. Мой коллега, понимая, что это не совсем правильная вещь.

Вячеслав КАСИМ, специальный корреспондент
Вот результаты того самого исторического голосования Одесского городского совета, за то, чтобы подарить аэропорт Кауфману и Грановскому. 8 июля 2011 года. Очень спорное решение. Многие были против, но его удалось продавить силами фракции “Партии регионов”. Регионалы голосовали поголовно. Глава фракции Геннадий Труханов – “ЗА”.

А вот уже наши дни. Весна 2017 года. Мэр Труханов на исполкоме рассказывает коллегам, как он намерен решать проблему аэропорта.

Геннадий ТРУХАНОВ, мэр Одессы
Если говорить откровенно, открыто, принципиально и честно, то у нас сегодня достаточно сложная ситуация со взлетно-посадочной полосой.

Аэропорт подарили под будущие инвестиции. Кауфман и Грановский обещали построить новый пассажирский терминал и вложить около 100 миллионов долларов в строительство новой взлетно-посадочной полосы. В итоге терминал строили за деньги, взятые в кредит под залог здания старого аэровокзала. Строить новую взлетку просто отказались. Мол, взлетно-посадочная полоса – это госсобственность, она не подлежит приватизации, пусть государство с ней и возится. Горсовет попытался вяло судиться, но тут мэром стал Геннадий Труханов и шустро подписал с инвесторами мировое соглашение.

октябрь 2016
Геннадий ТРУХАНОВ, мэр Одессы
Если вы хоть чуть-чуть включите … э … включите … ммм … там, какгрится, не эмоции, а включите .. ээээ …, неверное, …. ум, вы поймете, что, заключая мировое соглашение, мы для себя создали возможность спасти наше имущество.

В конце концов мэр продавил на сессии решение о выходе горсовета из состава участников общества с ограниченной ответственностью “Международный аэропорт Одесса”. Это преподнесли как разрыв отношений с инвесторами-обманщиками. А что на самом деле?

На самом деле, в апреле 2017 года компания “Международный аэропорт Одесса” оформила отдельное право собственности на здание старого аэровокзала. За шесть лет там уже успели сделать ремонт, так что его официальную стоимость можно повысить и отдать обратно городу в счет доли в ООО. Вот он, новый терминал, кому теперь нужен старый. Итог: Кауфман и Грановский уже никому ничего не должны и получают в управление сверхприбыльный актив. Город остался ни с чем, а мэр продолжает рассказывать, как он всем построит взлетку.

Геннадий ТРУХАНОВ, мэр Одессы
Мы проводили совещание с представителями, практически со всем составом Европейского банка реконструкции и развития, представленного в Украине. Мы также подавали им заявки о возможности приобретения кредита для строительства за кредитные деньги взлетно-посадочной полосы. Своей собственной городской взлетно-посадочной полосы.

Александра КЛИТИНА, руководитель Группы поддержки реформ Министерства инфраструктуры
Я думаю, что это какое-то непонимание, потому что мы много раз встречались с представителями банка. Ну они не рассматривают этот проект, потому что в том или ином виде проект все-таки поспособствует доходам нового терминала, и тут еще вопрос собственности, не совсем прозрачные процедуры, которые были до этого, – очень серьезный барьер.

В Министерстве нашли выход: собрать пул частных инвесторов под гарантии будущих прибылей авиакомпаний. Если реконструировать одесскую взлетку, аэропорт сможет регулярно принимать большие самолеты и будет генерировать дополнительно 75 миллионов долларов в год. Строительство отдадут в управление Проектному офису ООН в Украине. Так инвесторы получат гарантии, что их деньги не украдут. Ни мэрия, ни хозяева аэропорта ни при чем.

Касим: То есть Кауфман с Грановским, которые владеют нашим терминалом, они вообще никак не захотели? Они же изначально обещали 90-120 миллионов положить именно на полосу, а сейчас даже в этом не хотят участвовать?
Клитина: Позиция собственников, что это должно быть сделано за государственные деньги. То есть кто-то должен это сделать для них. Позиция министерства такая, что новая полоса нужна все-таки жителям Одессы, нужна Украине, это в первую очередь, поэтому мы все-таки реализуем этот проект, вне зависимости от собственников нового терминала, их позиции и так далее.

Вячеслав КАСИМ, специальный корреспондент
За шесть лет “инвесторы” аэропорта превратили Одессу в глухую провинцию, это убогий сарай на задворках мировой авиации. А недавно оказалось, что в одесском аэропорту воровали топливо у пассажирских самолетов, дело расследует СБУ. И государство построит для них новую взлетку, и они будут и дальше зарабатывать деньги. А наша мэрия сделала так, что теперь уже никто никому ничего не должен. Нормальный одесский бизнес.

Останні новини

Дивитися все