Одесса
25 Co
USD

«НОВЫЕ» СТАРЫЕ ТРАМВАИ

Модернизация по-одесски. Новые трамваи — чудо техники: частично низкопольные и даже с вай-фаем. Но оказалось, что за пять миллионов гривен город получает хлам, который требует бесконечного ремонта. Мы прокатились на “новых” трамваях и узнали, что почем.

24 февраля 2016 года. Разворотное кольцо трамваев в Аркадии: чиновники надувают щеки, операторы настраивают камеры. КП “Одесгорэлектротранс” презентует свое детище — “частично низкопольный трамвай”. Благое дело — мэрия задумалась о проблемах людей с особыми потребностями.

Дмитрий ЖЕМАН,  директор КП “ОГЭТ”
— Это модернизированный вагон из банального вагона “Татра” доработан. В середину, мы видим, вставлена дополнительная секция, он дольше стандартного вагона на 80 сантиметров. Это секция с низким уровнем пола.

Вся эта небанальная переделка стоила городу 5 миллионов гривен. В феврале 16 года таких “чисто одесских” трамваев было всего два. Сейчас по рельсам ездит уже шесть модернизированных вагонов. Освоили 30 миллионов гривен, дальше — больше. “Одессгорэлектротранс” объявил тендер на покупку пяти кузовов, выиграла киевская компания «Политехносервис». Теперь каждый вагон будет стоить четыре с лишним миллиона, но на него ведь еще нужно поставить ходовую и кучу всякой электроники. Реальная цена вас удивит, но об этом чуть позже.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
— Удивительно другое — одесскую компанию “Татра Юг” с производством в Днепре вообще не допустили к торгам. Крупная фирма, 22 года на рынке и вот незадача — опять проиграли. Едем на Водопроводную, 9, в офис компании узнать, почему не везет.

Лысый: — Здравствуйте! Меня зовут Евгений Лысый, я журналист “Седьмого канала” а можно с руководством вашим поговорить? По поводу тендера, до которого не допустили вашу компанию. Сотрудник “Татра Юг”. Никого нет.

Нет — так нет. Немного цифр. Первые переделанные старые вагоны обошлись “Одесгорэлектротрансу” в пять миллионов гривен. Кузов покупали за один миллион; установка низкопольной части, ходовой и прочего оборудования стоила еще 4 миллиона. Сейчас купили кузова у “Политехносервиса” по 4 миллиона 300 тысяч гривен за штуку. Добавим еще столько же на “модернизацию”, выходит уже около 8 миллионов. С каждым разом все дороже и дороже.

Михаил КУЗАКОНЬ, общественный деятель
— Эти трамваи низкопольные. Это такая, знаете, глупая реклама за деньги одесситов. Получается эти низкопольные трамваи — все знают как они выглядят — они становятся неудобными для других категорий граждан. То есть вместо того, чтобы купить, приобрести нормальный  горэлектротранспорт, который действительно будет соответствовать критериям людей с ограниченными возможностями, происходит что-то, лепят дешевый “беушный” пиар.

Отправляемся на охоту за “чисто одесским” трамваем”. Как вам инновация, одесситы? 28-й маршрут — прокатимся в сторону Привоза.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
— Так он называется: частично низкопольный трамвай, он распилен пополам и поставлена такая конструкция, чтобы можно было на коляске заехать. Чтобы попасть в эту часть нужно подниматься по ступенькам, для пожилых людей это может быть не очень комфортно на самом деле, но больше всего от этого всего устает кондуктор.

Лысый: — Как вам вообще этот трамвай новый?
Пассажир: — В смысле?
Лысый: — Ну вообще? Удобно на нем, неудобно на нем ездить или как старый, такой же?
Пассажир: — Здесь есть микроминимум удобств, зато есть очень много всяких неудобств.
Лысый: — Ну лестница, к примеру.
Пассажир: — Лестница, конечно! Потому что тут кондуктору туда-сюда ходить, толпа народу, тут же не смотришь под ноги.

От Привоза едем в парк Шевченко. Елена Петровна, постоянный пассажир 28-го, говорит — кондуктора тут отродясь не было. Все платят водителю, выходя через передние двери. Передовые технологии на службе одесситов.

Елена Петровна:  — Нет, он не низкопольный, есть трамваи действительно низкопольные. И потом я видела как инвалида вывозили. Это вообще кошмар: выходит водитель вот с таким ломом, вот это вот поднимает, опускает. Я была разочарована,  я все-таки думала, там нажали кнопку, здесь автоматически оно спустилось.

Итог поездки: “частично низкопольный трамвай от одесской мэрии” — это травмоопасная полоса препятствий, а не общественный транспорт.  

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
— Низкопольный трамвай, но достаточно высокая ступенька, два, три — мы поднимаемся на заднюю площадку трамвая. Теперь, чтобы спуститься в её нижнюю часть, мы опять опускаемся. Опять три ступеньки. Так как кондуктор не работает, чтобы оплатить за проезд водителю, мы опять поднимаемся, раз, два, три. Платим водителю.  Где водитель? Он вышел. Вот неудобно как-то получается. Ну и спускаться придется, раз, два, три.

Еще раз. Мэрия тратит на покупку трамвайных кузовов от 1 до 4 миллионов гривен, а всю ходовую часть и прочие узлы снимают со старых трамваев. Самые “свежие” детали выпущены еще в начале 90-х. Мэрия зарабатывает даже на безопасности одесситов. Как это работает, на условиях анонимности рассказал бывший слесарь “Одесгорэлектротранса”. Подвижной состав постоянно чинят, но это сложно назвать ремонтом, в депо говорят — “обновление деталей”. Узлы снимают, смазывают, меняют прокладки и устанавливают обратно. Даже инструменты сотрудникам приходится покупать за свой счет, наш собеседник за время работы потратил на них примерно 2000 гривен. Раздолбанную ходовую 30-летней давности нужно постоянно чинить, иначе “новый” трамвай не сможет выехать из депо. А дорогим одесситам и гостям города мы расскажем, как это современно и безопасно. На самом деле нет. Город тратит колоссальные деньги на КП “Одесгорэлектротранс”, в 2017 году — полмиллиарда гривен. Половина этой суммы — компенсация перевозки льготников, но кто их считал, если на маршрутах нет кондукторов?

Лысый:  — А какая часть этих средств уходит на компенсацию?
Кузаконь: — Финансовая компенсация по льготникам — две суммы выделены в этом году. В 2017 году она составляла 135 миллионов, в феврале 2017 при изменении бюджета на эту статью добавили еще 128 миллионов. То есть по факту мы имеем больше 260 миллионов гривен — это “обеспечение права бесплатного проезда городским пассажирским транспортом общего пользования”.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент
— Что в остатке? “Одесгорэлектротранс” на ладан дышит, но через него осваивают колоссальные деньги. Старые вагоны остались старыми, на них просто поставили современные кузова и выдали за новые трамваи. И освоили на этом еще несколько десятков миллионов гривен. А одесские трамваи все чаще попадают в аварии, то с рельсов сойдет вагон, то в поворот не впишется. Вот такая она, мэрская модернизация.

 

22 мая, 2017 21:30