Одесса
11 Co
USD

ЭЙ, РОМАЛЭ — ФАШИЗМ 21-го ВЕКА

Не такие. По области начались масштабные гонения цыган. Куда смотрит барон, и почему табор снова ушел в небо — в нашем расследовании.

Страшная новость разлетелась быстро — цыган в Лощиновке, той, что под Измаилом, изнасиловал и заколол восьмилетнюю девочку.

Едем на место преступления.

Ковалева: — Получается совсем недалеко от дома, да? Местный: — Да. Ковалева: — А во сколько нашли примерно? Местный: — Ну, это уже утром нашли.

Село оцеплено со всех сторон. Подкрепление пришло аж из Рени. Местные, узнав об убийстве, тщательно подкрепились в баре и пошли громить и жечь дома ромов.

Надюк: Здесь много цыган живет? Местный 1: — Мы всех. Местный 2: — Подожди, сколько их? Местный 1: Сколько цыган, столько и ломали.

Накануне трагедии мать, отчим и друг семьи Михаил выпивали в баре. Вернулись домой после трех и не нашли девочку. Подняли сельчан на поиски. Тело нашли между баром и отчим домом.

Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
— На карте видно наглядно — вот бар, вот небольшой пустырь, вот дом, где жила Ангелина, вот дом друга семьи Михаила. Все в пределах 50 метров. Тело нашли здесь. Искали пять часов и не заметили под домом на открытом пустыре.

Дальше еще интереснее. Основным подозреваемым по делу стал тот самый друг семьи, парень 20-ти лет. К ромам он отношения не имеет. Родился в Лощиновке, его семья живет здесь 45 лет. Если уж совсем пристально рассматривать кровные вопросы, он на треть цыган, на треть русский, на треть болгарин. Тут все село с такой смесью. В вину Миши верят не все. Говорят, в семье там тоже  было не все так гладко.

Ковалева: Вань, расскажите, пожалуйста, про Мишу. Вот эта вот вся ситуация, которая сложилась. Мог он так сделать, не мог? Ваня, местный: Не мог он такого сделать, он вообще мальчик хороший, он работящий, он помогал и даже вот им, родителям погибшей. Тоже и помогал всегда, и с детьми сидел.

Мы расспрашиваем дальше. Может ромская община все же в чем-то виновата. Оказалось, никакой общины цыган в Лощиновке и в помине нет.

Ковалева: А из-за чего возникло желание местных жителей громить… Ваня, местный: Из-за чего? Из-за вот этого. Местные жители, не обоснуя кто, что, не дождавшись экспертизы, они сразу начали громить это все. Ковалева: А говорят, что вот ромская община виновата. Они как бы здесь наркотики продают и прочее… Ваня, местный: Да, а вы слышали, чтоб говорили здесь? Ковалева: Вот поэтому я хочу спросить, есть ромская община здесь или нет? Ваня, местный: Нет. Нет здесь никакой ромской общины. Ну живут себе люди и что? Они сейчас везде живут.

Владимир КОНДУР, ромский правозащитник
То, что на сегодняшний день это неправомерные действия со стороны людей, которые творили все эти погромы, тут, безусловно, нет никаких в этом сомнений.

Виноваты — не виноваты. На сходке села решили — всех цыган вон. Этот дом выжгли одним из первых.

Ромка: Вот видите, что осталось (показывает сгоревшие документы).

Здесь живут три женщины и девочка девяти лет с диснеевским именем Золушка. Мужчины в семье нет. Защитить некому.

Ромка 3:Если они хотели нас выгнать, должны были выгнать, спокойно. Нас бы милиция выгнала, мы бы ушли. Зачем такое издевательство делать? Зачем? Ромка:Вот ихни дома стоят, ти которые изнасиловали и убили. Ихни дома стоят. Надюк:Миша ваш родственник? Ромка:Он нам никто, он нам чужой человек.

Они спешно скидывают в пыльный грузовик тюки с тем, что уцелело. До вечера этот кортеж должен вывезти еще десяток семей.

Ромка: Как дети будут жить, как они будут.

Ромка 2: Это не мой дом, я тут на квартире четыре года проживала, вы понимаете, это чужой дом. Они не имели права так жестоко обращаться.

Пристраиваемся в колонну. Куда же повезут такое количество людей? Останавливаемся на окраине Измаила. Здесь есть свободный дом. Женщины не успели даже вещи разгрузить, как сбежались соседи.

Женщина: Будет то же самое, что в Лощиновке.

Девушка:Тут вещи будут оставлять. Не надо нам ваши вещи. Парень:Вас с Лощиновки гонят, так вы сюда начинаете приезжать. Давайте все отсюда. Девушка:Еще что придумают? Вы что, хозяйка здесь, она вещи собралася оставлять.

По дороге расспрашиваем, может им к старшему, к барону пойти, может он что придумает. Но они не знают куда, они живут вне общины. Пару часов переговоров и удалось найти дальних родственников. Согласились приютить на время.

Пока местные не собрались, женщины быстро разгружают небогатый скарб и собак. Кажется не грустит только одна Золушка, она еще не понимает, что у нее нет документов и больше нет дома.

Золушка: Давайте, снимайте! Гвоздев: Давай. Золушка: Привееет! Красуня зовут.

За два дня по селам Измаильского района свои дома покинули 293 человека. Кого-то погнали сельчане, кто-то бежал сам.

Надюк: Что вы, переживаете? Соседка: Конечно, переживаем. Надюк: Почему? Соседка: Потому что надо подойти в сельский совет, спросить соседей. Надюк: Ну а ведь здесь же живут цыгане, да? Соседка: Ну это наши уже как-бы вроде бы.

Владимир КОНДУР, ромский правозащитник
По сути, люди пока временно живут в таких же ромских семьях, но это не решение вопроса. Необходимо решать конкретно, где эти люди должны жить.

Мы возвращаемся в Одессу затемно. Продолжаем поиски барона. Все знают, что цыгане живут общинами и у них кастовая система. Оказалось, все давно не так. Одесский барон отвечает только за свой дом и семью, хоть и большую, Измаильский от конфликта открестился. Среди старейшин уже пошли слухи — если бароны своих бросили, надо менять баронов.

Владимир КОНДУР, ромский правозащитник
На сегодняшний день институт, как вы говорите, барона, он по сути себя изживает, так как все-таки мы в цивилизованном мире живем, и на сегодняшний день работает институт общественных организаций.

Пока общественники и чиновники ломают голову, куда пристроить столько ромов, если их гонят отовсюду, становится понятно одно: в свои дома они уже вряд ли вернутся. Не дадут. Национальный вопрос стал еще острее.

Мария КОВАЛЕВА, специальный корреспондент
Тело Ангелины нашли на этом пустыре около 8 утра и национальность убийцы здесь ни при чем. Кто бы это не сделал, этот человек – зверь.

5 сентября, 2016 21:29