Одесса
15 Co
USD

Смертельный риск — морская рыбалка, недорого

По следам “Иволги”. После трагедии в Затоке, когда погибли больше 20 человек, морскую рыбалку официально взяли под строгий контроль. Мол, и спасательные жилеты теперь везде есть, и лодки с перегрузом в  море не пускают, да и вообще народ пугливый стал. Правда ли это, или трагедия может повториться снова? Отдел “НОРМАЛЬНО” отправился в море, чтобы это выяснить.

Still0524_00028

Осенью 2015 трагедия “Иволги” потрясла людей своей бессмысленностью. Под вечер 17 октября перегруженное суденышко перевернулось в море недалеко от гирла Днестровского лимана. На борту было около сорока рыбаков, в этот день они ходили ловить бычка на Днестровскую банку. Больше 20 человек замерзли насмерть и утонули. “Иволга” была речным водолазным ботом. На этом корыте вообще нельзя было выходить в море. Тогда казалось, это чудовищное стечение обстоятельств. Такое не может повториться.

Still0524_00029

И вот, полгода спустя, май 2015. 5 утра. Наша съемочная группа отправляется в Затоку. Здесь на причале нас ждет “Родос” — утлая посудина, почти близнец “Иволги”. Чтобы попасть на эту рыбалку, понадобилось сделать всего пару звонков. Здесь никто не знает, что мы журналисты.

Still0524_00031

Рыбаков обилечивает Дмитрий, он хозяин нескольких лодок. С человека берут по 500 гривен. Поднимаемся на борт.  Процедура простая — записываем свои фамилии в список и отходим от берега. Точно так отчалила когда-то на рыбалку злосчастная “Иволга”. Никакого инструктажа ни от капитана, ни от хозяина. На хлипком корыте выходим в море, прямиком на Днестровскую банку. Да, кстати, рыбалка сейчас формально под запретом — сезонные ограничения.

Still0524_00033

Наш капитан на редкость разговорчив. Виктор Савельевич расскажет нам много интересного о последнем дне “Иволги” и не только. Но об этом чуть позже.  Проходим под железнодорожным мостом. Вдалеке нас ждет пограничный катер.  

Капитан: Доброе утро! 10+2, старший Погорелов. Морская прогулка.

Still0524_00034

Один из пограничников лихо перепрыгивает на “Родос”, смотрит документы у капитана, пересчитывает паспорта — на борту 10 рыбаков и два члена экипажа. Через три минуты офицер возвращается на катер — перегруза нет. Можете плыть дальше. Чистая формальность.

Капитан: — Им надо куда-то солярку списать. Вот они выйдут, пошерстят немножко, но потом, чтобы пару копеек заработать, приходят — принесут пару канистр. Пацаны тоже хотят что-то.

До трагедии “Иволги” пограничники брали деньги за перевес, — по 100 гривен за каждого лишнего человека на борту. Сейчас такого нет, утверждают сами рыбаки.

Рыбак: — Многие пренебрегали. И после вот этого случая… и платили: а хер с ним, я возьму. 20. Погранец подойдет, я ему отстегну. Надюк: — Это раньше было? Рыбак: — Это раньше было.  

Still0524_00036

Сам переход на банку занимает полтора часа. Пока рыбаки готовят наживку и снасти, мы изучаем судно. Спасательных жилетов 14 штук, несколько спасательных кругов. Машинное отделение также открыто. На “Иволге” трюм тоже был не задраен, лодка быстро пошла ко дну. Практически весь транспорт, который вывозит рыбаков на Днестровскую банку, — это переделанные сейнеры и боты. По техническим характеристикам, могут плавать лишь в закрытых водоемах. “Родос” — не исключение.

Надюк:  — А какая грузоподъемность этого судна? Капитан: — А здесь он переделаный, сейчас никто его не знает. Это бывший малый рыболовный сейнер, МРС короче. Он с Днепро-Бугского лимана. Там, когда колхозы распались, так они — кто, что мог украсть, то и продавал. Они купили его, удлинили его на 6 метров, тоннаж был 12 и 8. Сейчас у меня 21 тонна. Немножко осадка стала побольше, он более устойчивый стал. Он не был предназначен для моря. Он был предназначен для закрытых водоемов.

Still0524_00032

Сама рыбалка на банке длится несколько часов. В паре сотен метров от нас стоят ещё четыре судна — на трех рыбачат, на одном гуляет пьяная компания. На “Родосе” не пьют, активно ловят рыбу. Да, сейчас — нерестовый запрет, но всем плевать. До 15 июня рыбу можно ловить только на удочку с берега, в черте города и не больше трех килограммов на человека.  Улов приличный.

Ясная погода сменяется тучами и мелким дождем. На обратном пути поднимается волна. Рыбаки молчаливы, но Виктор Савельевич по-прежнему разговорчив. В день гибели “Иволги” он тоже выходил в море, но успел вовремя вернуться — настояли опытные пассажиры. Ветер, нарушение правил безопасности, перегруз и ошибка капитана отправили “Иволгу” на дно.

Still0524_00042

Капитан:Там это, входные два буя красных, за ними можно ходить. Там вот так вот воды. Вот туда “Иволга” и влезла. Она тогда её ударила на грунт — резко развернуло — у нее была очень большая скорость. Люди потом сами сказали, что он летел на очень большой скорости, тем более, что ему ещё ветер помогал. Волна и ветер, она его ударила, резко развернула вправо и положила на борт. Двери в машинное отделение были открыты, вода хлынула, 42 человека легли на один борт и всё — он уже не восстановился.

Still0524_00043

Капитан “Иволги” Александр Кнышов до сих пор в СИЗО, суд даже не начинался. Его собираются судить за нарушение правил судовождения, но даже первое заседание пока не назначили. Адвокат капитана Владимир Нефёдов утверждает, что в гибели пассажиров виноваты и местные чиновники. Они разрешают эксплуатацию таких корыт, как “Иволга” или ”Родос”, но проходят по делу в качестве свидетелей.

Владимир НЕФЁДОВ, адвокат капитана “Иволги”

— Это портовые власти Белгород-Днестровского торгового порта, это пограничные власти — Белгород-Днестровский пограничный отряд там находится и третья это “Укрморречинспекция”, сейчас у них чуть другое название, они как ГАИ на воде. Они контролирующий орган. Лысый: — А что они должны контролировать в целом? Техническое состояние судов. Есть соответствующие сертификаты, в том числе и на судно “Иволгу”, техническое состояние и соблюдение правил судноплавства.

Still0524_00044

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент

— Сейчас название поменялось. “ГАИ на воде” теперь называется “Отделом государственного контроля и надзора за безопасностью на водном транспорте”. Отправляем туда нашего агента. Попытаемся узнать, можно ли оформить лодку без документов.

Секретарь: — Нужны документы на лодку при регистрации. Надюк: — А если нету? Секретарь: — А если нету, то это проблема. Надюк: — Вы мне можете кого-то порекомендовать, чтобы эту проблему решить? Секретарь: — Если что, я не знаю, может быть, на Старконном рынке можно попробовать подойти в комиссионный магазин  Надюк: — К кому именно? Секретарь: — Там есть комиссионный магазин, не помню фамилию. Подойти туда, может быть они будут посредниками. Они выдадут вам договор купли-продажи. Надюк: — У меня там будет гарантия, что я, допустим, уплачу и меня там не кинули? Они здесь вхожи? Секретарь: — Нет, ну конечно, приходят от них со Страконного рынка.

Still0524_00046

Едем на Староконку. Агент заходит в магазин, показывает фотографии лодки на телефоне и спрашивает — могут ли здесь решить вопрос. Могут. Схема простая.

Продавщица: — Надо два человека, надо два паспорта, два кода. Кто продает, кто покупает. Мы должны как сделать? Надюк: — Я понял. Продавщица: — Что вы продаете, а у вас кто-то покупает или наоборот. Кто-то продает, а вы покупаете. Мы делаем этот договор комиссии на все документы. Надюк: — Скажите, а сколько мне приготовить? Ну было полторы, но не я это делаю, это девочки. Надюк: — Я понял, понял. Продавщица: — Полторы было.  Надюк: — Долларов? Продавщица: — Гривен. Надюк: — А, гривен! Это ерунда.

Still0524_00047

Оформить могут, что угодно. Здесь могут склепать красивые морские документы на любое корыто, которое и за волнорез выпустить страшно. Никаких проблем, саму лодку никто даже и не будет осматривать. Контроль безопасности судоходства? Нет, не слышали.

Евгений ЛЫСЫЙ, специальный корреспондент

— Главный вопрос, который нас интересовал, — может ли повториться в Одессе трагедия “Иволги”. Абсолютно точно — да, может. Липовые документы на лодку все так же можно купить. Большинство лодок в рыболовно-прогулочном бизнесе — жалкие плоскодонки, не предназначенные для выхода в море. Год, два, три и трагедия случится снова. Это лишь вопрос времени.

Still0524_00049

23 мая, 2016 21:35